Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мурманская железная дорога

 

Начало раздела

 

МЕЖДУ СУНОЙ И МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРОЙ

Внимание! Страница переработана 9 ноября 2011 г.

 

То, о чем написано на этой странице, - результат совместной работы, проведенной участниками форума сайта "Храмы России"  (в том числе и мною), см. страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798&start=0 и далее, а также http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=4190 и далее.

Во вступлении к разделу сказано, что в названиях фотографий Мурманской железной дороги Прокудин-Горский допустил неимоверно много ошибок (там же дана попытка объяснения причин этого факта, здесь мы их не будем касаться). Если до сих пор это было не очень заметно, то теперь мы увидим ошибки в огромном количестве. Именно на участке между Суной и Медвежьей Горой сосредоточена основная их часть.

Какие места фотографировал на этом отрезке Прокудин-Горский, если судить по официальным названиям фотографий?

Лижма, "Каннесемга" (вероятно, ошибочное название Кяппесельги), Шайдома (деревня в стороне от железной дороги, недалеко от Кяппесельги), Пергуба, Лавасгуба (на части фотографий названная "Лосось-губой").

И на многих и многих сайтах воспроизводятся эти фотографии с полным доверием к их названиям.

Между тем стоило чуть внимательнее приглядеться к фотографиям - и стало понятно, что что-то тут не так.

Сначала - еще 17 января 2009 г. - участник форума, выступающий под именем Слава, обнаружил три фотографии, сделанные явно в одном и том же месте, одна из которых отнесена к Пергубе, другая к Лосось-Губе (Лавасгубе?), а третья - к Медвежьей Горе! (см. страницу  http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3572&start=495,  сообщение от 17 января). Потом (в самом начале июля) администратор форума Елена Филиппова обратила внимание на то, что номера меток на негативах фотографий Мурманской железной дороги странным образом не согласуются с названиями населенных пунктов (страница http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3632&start=30), а я, в свою очередь, заметил, что три фотография "села Каннесемга" сделаны где угодно, только не в Кяппесельге, на фотографиях "села Шайдома" изображена вовсе не Шайдома, но зато фотография, озаглавленная "Школа в Пергубе", сделана именно в Кяппесельге (страницы .http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798&start=0, http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798&start=15). Со временем обнаруживались все новые и новые несоответствия (основную роль здесь сыграл Слава), так что в конце концов даже возникла мысль о преднамеренной дезинформации, которая много позже все же было отвергнута (см. также вступление к разделу).

Теперь, в соответствии, с тем, что нам удалось найти, можно утверждать (где-то с высокой степенью вероятности, а где-то - и с полной уверенностью), что Прокудин-Горский на данном отрезке пути на самом деле сфотографировал следующие места:

Кондопога (скрытая под названиями "Каннесемга" и "Лижма"), Илемсельга (скрытая под названием "Шайдома"), Лижма (не имеющая отношения к отнесенным к ней фотографиям и скрытая под названием "Каннесемга"), Кяппесельга (не имеющая ничего общего с "Каннесемгой" и скрытая под названиями "Пергуба", "Лосоь-Губа" и "Медвежья Гора"). Ни одной истинной фотографии Шайдомы, Пергубы или Лавасгубы вообще не обнаружено.

 

Это предисловие, на мой взгляд, необходимо для лучшего понимания того, о чем написано на следующих страницах.

 

 

 

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.