Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мурманская железная дорога

 

Начало раздела

 

МЕЖДУ СУНОЙ И МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРОЙ (продолжение)

 

КОНДОПОГА

При знакомстве с фотографиями Мурманской железной дороги возникает недоумение: почему нет фотографий Кондопоги - значительного населенного пункта и крупной железнодорожной станции?

Но, как выяснилось, Прокудин-Горский на самом деле был в ,Кондопоге и сделал в ней несколько фотографий. Однако Кондопога оказалась скрыта под ложными названиями фотографий.

И еще один вопрос, который может привести в недоумение тех, кто интересуется русской архитектурой. Почему же не сфотографирована Успенская церковь - знаменитый (в наше время) шедевр деревянного зодчества?

Можно было бы рассуждать о том, что тогда таких церквей в Карелии было не так уж и мало, что эта церковь не воспринималась как нечто уникальное и т.п. Но объяснение, очевидно, гораздо проще.

Дело в том, что Успенская церковь расположена весьма далеко (около 4 км) от железнодорожной станции (на юго-восточной окраине современного города Кондопога, на территории села Кондопога [4]; местоположение церкви на карте см., например в [7]). Прокудин-Горский просто ее не видел, а о ее существовании ничего не знал. (К сожалению, я сам не был в Кондопоге, но по рассказу очевидца знаю, что сейчас из центра города Успенская церковь совершенно не видна; см. также мое сообщение на форуме сайта "Храмы России" от 19 октября 2011 г. [1б].)

Остается очень пожалеть об отсутствии фотографий Успенской церкви - тем более, что рядом с ней стояли еще два деревянных здания, которые исчезли в советское время, - зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII в.). Однако совершенно невозможно как-то упрекать в этом Прокудина-Горского.

 

Выявление фотографий Кондопоги целиком выполнено участником форума сайта "Храмы России" [1а], выступающим под именем Слава. Здесь я только представляю результаты его работы и пересказываю аргументы (с учетом более поздних исправлений).

 

 

 

[Пристань на Онежском озере в Кондопоге]. 1916

Репродукция №20274; метка "61".  Оригинал

Она же. Общий вид. 1916

Репродукция №20273; метка "60".  Оригинал

Черно-белые копии этих двух фотографий помещены в альбоме рядом друг с другом. Левая фотография названа "Железнодорожная дамба на ст. Лижма". (Название правой фотографии здесь не изменено, но под словами "она же" подразумевается железнодорожная дамба на станции Лижма.)

О том, что на самом деле фотографии сделаны в Кондопоге, свидетельствует хотя бы сравнение с современной фотографией [2].

Здесь показан фрагмент этой современной фотографии Кондопоги. Как видим, изображение противоположного берега Кондопожской губы Онежского озера совпадает с задним планом правой фотографии Прокудина-Горского, только снимок сделан с более высокой точки.

Железнодорожная ветка, ведущая к берегу Онежского озера, существует и сейчас (она показана не на всех картах, но ее можно увидеть, например, на карте "Яндекса"). Что же касается второй, узкоколейной линии, то о ней можно найти сведения: на сайте [3], посвященном узкоколейным железным дорогам:

"В начале ХХ века в Кондопоге существовала железная дорога от пристани Кондопога до озера Сандал, построенная для нужд Экспедиции Русского музея, занимавшейся добычей мрамора. Имелись вагонетки, о наличии другого подвижного состава нет сведений. В 1908 г. известный инженер М.А. Токарский хотел взять эту дорогу в аренду для перевозки товаров, идущих с пароходов в Тивдию и северную часть Петрозаводского уезда."

Дополнительное подтверждение правильности идентификации: на переднем плане правой фотографии виден кусок мрамора (очевидно, забракованный).

 

Далее следуют еще несколько фотографий, которые можно с высокой степенью вероятности также отнести к Кондопоге.

 

 

 

[Карьер около станции Кондопога (?)]. 1916

Репродукция №20275; метка "62".  Оригинал

Фотография помещена под названием "Карьер около станции Каннесемга ". Судя по метке на негативе, на самом деле она сделана в Кондопоге или ее окрестностях.

По мнению Славы, на снимке изображен "Карьер Нигозерского месторождения черных глинистых сланцев (шунгита) в 2,5 верстах от станции Кивач" ([5, с. 412]; Кивач - старое название станции Кондопога). Карьер расположен у берега Нигозера, за изгибом железнодорожного пути, изображенным на одной из предыдущих двух фотографий.

На этой фотографии есть одна очень интересная подробность (тоже замеченная Славой). На заднем плане видна группа характерного вида бараков, у которых скаты крыши заменяют стены. Именно такой тип барака мы видим на фотографии "Военнопленные австрийцы у барака" (репродукция №20279; метка "67"), которая помещена на другой странице (так же, как и еще одна фотография, тоже, возможно, сделанная в Кондопоге, - "Бараки военнопленных австрийцев у станции Каннесемга" (репродукция №20276; метка "63"); все фотографии на данную тему рассмотрены отдельно от других фотографий).

Тот факт, что в Кондопоге содержались военнопленные, подтверждается, например, и в [6] (источник также указан Славой):

"Петербургский инженер Тимофеев предложил создать подпорную плотину в деревне Сопоха на озере Сандал, а на перешейке Нигозеро - Кондопожская губа построить канал. Дело обещало стать прибыльным. Вскоре были начаты работы по разбивке трассы канала, рубке леса и геологическим изысканиям. Невдалеке вырос рабочий поселок. Строительство железнодорожной ветки на Сопоху и кирпичного завода велось вольнонаёмными крестьянами и военнопленными, направленными сюда в годы Первой мировой войны."
 

 

 

[Обнажение миндалевидного диабаза в выемке ж.д. пути на 46 версте от ст. Петрозаводск (?)]

Репродукция №20013; метка "58".  Оригинал  Крупное изображение

Данная фотография не атрибутирована библиотекой ,Конгресса США. Ее черно-белая копия отсутствует, и она, вероятно, никогда не была вклеена в альбом.

И тем не менее эту потерявшуюся фотографию (с учетом метки на негативе) можно с высокой степенью вероятности отнести к Мурманской железной дороге.

При идентификации фотографии Слава ссылается на книгу [5], в которой упоминается данное природное явление. 46 верст - это 49 километров (1 верста = 1,0668 км). Расстояние между станциями Петрозаводск и Кондопога 55 км. Таким образом, данное место находится в 6 километрах от станции Кондопога.

 

Кроме представленных на этой странице, есть еще, по меньшей мере, четыре фотографии, которые (судя по меткам на негативах), возможно, сделаны в Кондопоге. Две из них (уже упомянутые фотографии бараков военнопленных) рассмотрены особо вместе с другими подобными фотографиями, еще две (для которых все же нет большой уверенности) помещены на странице "Разные фотографии". 

 

Ранее на этой странице были представлены еще две фотографии, предположительно отнесенные Славой к Кондопоге - изображения водокачки и железнодорожного пути рядом с ней. Теперь (27 января 2011 г.) стало известно, что они на самом деле сделаны в Лижме.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сайт "Храмы России", форум: а) страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798&start=255 и далее; б) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14735#p14735

 

2. http://www.panoramio.com/map/#lt=62.2114792&ln=34.2634695&z=4&k=2; фотография http://static.panoramio.com/photos/original/7540838.jpg

 

3. Энциклопедия узкоколейных железных дорог бывшего СССР «Младший Брат». http://narrow.parovoz.com/emb/index.php, страница http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=154

 

4. И.Р.Кабанова. О современной градостроительной ситуации бывшего села Кондопога и деградации его исторической среды. http://www.kondopoga.ru/1996/07/16/selo_kondopoga.html

 

5. М.М.Филиппов. Шунгитоносные породы Карелии: черная олонецкая земля, аспидный сланец, антрацит, шунгит. Петрозаводск, 2004. http://www.krc.karelia.ru/publ.php?id=678&plang=r

 

6. Родина моя, Карелия. Авторский сайт Елены Кирсановой. http://elena-kircanova.narod.ru/index.html, страница http://elena-kircanova.narod.ru/str43.html
 

7. http://sobory.ru/article/index.html?object=00150 (см. ссылки в строке "Координаты")

 

 

 

 

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало

 

 

МЕЖДУ СУНОЙ И МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРОЙ: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница