Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мурманская железная дорога

 

Начало раздела

 

МЕЖДУ СУНОЙ И МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРОЙ (продолжение)

 

КЯППЕСЕЛЬГА

Данная страница переработана (с почти полной заменой представленных на ней данных). - 22 октября 2009 г.

 

Идентификация представленных на этой странице фотографий выполнена нами на форуме сайта "Храмы России" [1].

 

В коллекции фотографий Мурманской железной дороги есть весьма много фотографий некоей "Каннесемги" Считается, что это ошибочное, искаженное название  "Кяппесельга". Но на самом деле среди этих фотографий нет ни одной, на самом деле сфотографированной в Кяппесельге. (Часть фотографий сделана в Лижме.)

И в то же время нам удалось обнаружить шесть(!) фотографий, которые действительно сделаны в Кяппесельге. Но они фигурируют под ложными названиями.  

 

 

[Земское училище в Кяппесельге]. 1916

Репродукция №20292; метка "81".  Оригинал  Крупное изображение

Фотография помещена под ошибочным названием "Школа в деревне Пергуба". Можно с полной уверенностью говорить о том, что на самом деле она сделана в Кяппесельге. Подробнее...

 

 

 

[Железнодорожный путь у села Кяппесельга]. 1916

Репродукция №20291; метка "80".  Оригинал Крупное изображение

[Железнодорожный путь у села Кяппесельга]. 1916

Репродукция №20289; метка "78". Оригинал

[Железнодорожный путь у села Кяппесельга]. 1916

Репродукция №20290; метка "79".  Оригинал

На этих трех фотографиях изображено одно и то же место (замечено участником форума "Храмы России", выступающим под именем Слава; см. его сообщение от 17 января 2009 г. [1б]). Но первая фотография имеет название "Ст. Медвежья Гора. Общий вид поселка", вторая - "Деревня Лосось-Губа", а третья - "Железнодорожный путь у дер. Пергуба"!

Что же это за место? Ответ на этот вопрос тоже нашел Слава (см. [1а], сообщения от 18 и 19 сентября 2009 г.).

На левой фотографии рядом с правым краем видно одноэтажное здание, наполовину скрытое зеленью. При рассмотрении крупного изображения можно увидеть, что открытая часть фасада очень похожа на боковой фасад здания земского училища в Кяппесельге. Полного тождества нет - но это, очевидно, противоположный боковой фасад. На здании точно так же пять печных труб (как и в здании земского училища), и, в принципе, можно представить себе угол, под которым они будут видны именно так. (Крыша с еще двумя трубами непосредственно у правого края фотографии, очевидно, принадлежит другому зданию, расположенному дальше от нас.)

Очевидно, и эти три фотографии сделаны в Кяппесельге.

Для большей уверенности обратимся к карте. При этом учтем, что, судя по расположению церкви на той же левой фотографии, снимки сделаны с юга на север.

Здесь представлен фрагмент двухкилометровой топографической карты, полностью показанной в [2]. Как видим, при подъезде к селу Кяппесельга (расположенному несколько южнее одноименной станции) железная дорога действительно делает закругление вправо.

Скажу и о церкви, которая видна на левой фотографии. Это церковь св. Георгия, построенная в 1899 г. [3]. Она была уничтожена в советское время.

 

 

Далее представлены еще две фотографии, сделанные в этом же месте.

 

 

[Село Кяппесельга]. 1916

Репродукция №20294; метка "83".  Оригинал

Фотография помещена под фальшивым названием "Деревня Пергуба". Но на самом деле на ней изображена та же группа домов, что и на левой фотографии из предыдущих трех. (Также замечено Славой, см. [1а], сообщение от 11 сентября 2009 г.) Кстати, насколько нам известно, в Пергубе не было церкви (т.е. она была именно деревней, а не селом).

 

 

 

[Железнодорожный путь у села Кяппесельга]. 1916

Репродукция №20293; метка "82".  Оригинал

Фотография помещена под названием "Общий вид железнодорожного пути у дер. Пергуба". Однако на ней снова виден тот же железнодорожный путь, только снятый с противоположной стороны. (Замечено администратором сайта "Храмы России" Еленой Филипповой; см. [], сообщение от 1 июля 2009 г.)

 

И все же до недавнего времени не было полной уверенности в месте съемки этих фотографий, за исключением первой. Полную ясность внесля статья Николая Кутькова [4].

Во-первых в статье представлена фотография крупным планом церкви в Кяппесельге, сделанная в 1919 г., - и она действительно выглядит так же, как на одной из представленных здесь фотографий Прокудина-Горского. Таким образом, вопрос об идентификации всех представленных здесь фотографий можно считать окончательно решенным: на них действительно изображена Кяппесельга.

Во-вторых, автор статьи нашел интересные данные, которые помогают понять, чем мог быть вызван настолько сильный интерес к этому, казалось бы, нечем не примечательному месту, что было сделано не менее шести его фотографий. Вот что он пишет:

"Вот в связи с будущей станцией и остановимся более подробно на снимке училища. Дело в том, что одноэтажное земское училище стоит необычно близко к самой линии железной дороги, всего в 9 саженях от оси линии вместо минимальных 15-ти. Здание довольно свежее (по документам – постройки 1907-09 годов), а его соблазнительная близость к дороге натолкнула ж/д чиновников на практичную мысль. Неплохо было бы выкупить училище для конторы дистанции пути. В связи с этим в августе 1915 г. была начата «Переписка о сносе училища в Кяппесельге». Повенецкая земская управа была категорически против сноса или отчуждения здания. Ведь к училищу примыкал довольно большой земельный участок с фруктовым садом, огородом и хозпостройками: погребом, хлевом, сараями и баней.

Поэтому в марте 1916 г. земство выкатило Мурманке счет в сумме 16 тыс. руб. плюс компенсация в 1,5 тыс. за наем нового школьного помещения. Путейцы пытались договориться о более скромной сумме, но земцы не уступали. В результате железнодорожники сдались. Училище оставили в неприкосновенности, изменили лишь конфигурацию забора, чтобы шел параллельно линии, и границу полосы отчуждения сократили до 9 саженей. Однако мстительные путейцы письменно оговорили следующее условие: «От загорания…крыша покрыта огнеупорным толем. По пожарным убыткам и если бы, чего Боже сохрани, часть или все повреждено или уничтожено пожаром, никаких требований казне не предъявлять». В августе (уже после поездки Прокудина-Горского) дело было закрыто. Но в июне, в разгар спора, чиновники Мурманки и попросили фотографа снять сие яблоко раздора. До недавнего времени в этом здании пребывала поселковая начальная школа."

Теперь понятно, в чем дело. Странно только, что Прокудин-Горский потом совершенно забыл об этой истории. Впрочем, если (как я предполагаю, см. вступление к разделу)  подписи к фотографиям он сделал только через несколько лет, то немудрено было и забыть...

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сайт "Храмы России": а) страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798 и далее; б) сообщение http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=8015#p8015

 

2. Сайт http://www.tourism.ru/ , страница http://www.tourism.ru/docs/map/topo/9/13/94.jpg

 

3. Сведения о некоторых православных церквах и часовнях Карелии за 1910 - 1915 годы. В кн.: Олонецкая епархия: Страницы истории/Петрозаводская и Карельская епархия. Нац. архив РК; Сост.: Н.А.Басова и др. Петрозаводск, 2001 (приложение 10)

 

4. Николай Кутьков. Цветная и черно-белая Кяппесельга. ТВР-панорама, 23.09.2011. http://www.tvr-panorama.ru/content/tsvetnaya-i-cherno-belaya-kyappeselga

 

 

 

 

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало

 

 

МЕЖДУ СУНОЙ И МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРОЙ: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.