Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 - 1916) |
Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).
Мурманская железная дорога
РЕКА СУНА
Река Суна впадает в Онежское озеро. Недалеко от устья, примерно в 40 км от Петрозаводска ее пересекает железная дорога.
Водопады на Суне - Кивач, Пор-Порог, Гирвас - были одной из важных достопримечательностей Карелии (Олонецкой губернии).
Прокудин-Горский посетил эти водопады. Здесь он (единственный раз за всю поездку) отклонился от маршрута и преодолел путь около 60 км на запад от железной дороги.
Позже, в 1929 - 1936 гг. была построена Кондопожская ГЭС, использующая воды Суны, а в 1956 г. на Суне была появилась еще одна небольшая ГЭС - Гирвасская, или Палье-Сандальская. В результате знаменитый водопад Кивач потерял свою прежнюю мощь, а два других водопада фактически исчезли. Поэтому фотографии Прокудина-Горского, изображающие водопады в цвете, теперь приобрели особую ценность.
Справедливости ради нужно сказать, что такое варварское отношение к красотам природы свойственно не только нашей стране. В соседней Финляндии в XX веке уничтожен знаменитый водопад Иматра: вода отведена в водохранилище с плотиной, на которой устроена ГЭС.
Я не знаю, каким именно путем (и на чем) добирался Прокудин-Горский до водопадов. Здесь фотографии представлены в основном по мере движения вверх по Суне.
Первый и самый известный водопад - Кивач - находится в 27 км от устья. На этой странице представлены фотографии, сделанные, по всей вероятности, значительно ниже по течению (и значительно ближе к железной дороге) - там, где река Суна является судоходной..
Железнодорожный мост при устье р.Суны. 1916
Репродукция №20271; метка "56". Оригинал
Река Суна. 1916
Репродукция №20248; метка "27". Оригинал
Этюд на реке Суне. 1916
Репродукция №02032
Сохранилась только черно-белая копия.
Метки на сохранившихся негативах цветных фотографий показывают, что в данном случае можно вполне доверять авторским названиям фотографий.
(И все же не исключено, что предыдущая фотография на самом деле сделана в другом месте - на реке Шуе; пояснения см. на предыдущей странице.)
МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало
Предыдущая страница Следующая страница
© Прохоров С.О.