Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мурманская железная дорога

 

Начало раздела

 

МЕЖДУ МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРОЙ И СОРОКОЙ

 

МАЙГУБА (?)

 

 

[Железнодорожный путь]. 1916

Репродукция №20316; метка "109".  Оригинал

Это одна из самых загадочных фотографий во всей серии снимков Мурманской железной дороги.

Фотография помещена под названием "Ст. Сегеж. Общий вид" (правильное название станции - Сегежа). Вместе с тем на фотографии нет ничего похожего на железнодорожную станцию. Мало того: станция Сегежа (так же, как и Масельская, и Надвоицы) с самого начала была разъездом, и на фотографии должны бы быть видны хотя бы два пути. (Замечено участником форума сайта "Храмы России" [1], выступающим под именем Слава)

Судя по метке на негативе, фотография сделана где-то на отрезке пути между Масельской и Надвоицами. Однако по карте нам не удалось найти подходящее место с характерными поворотами пути.

Этим странности фотографии не исчерпываются.

Справа от пути стоит столб стабличкой, на которой написано "856". (Тоже замечено Славой.) Можно подумать, что это верстовой столб. 856 верст - это 913 километров (1 верста = 1,0668 км). Если отсчитывать расстояние от Петрограда (иначе не получается!), то это место должно быть расположено дальше Кеми на 76 километров - между станциями Воньга и Сиг.

В принципе, можно было бы допустить, что негатив случайно получил неправильную метку и перед нами - фотография того места, где на тот момент оканчивался южный участок железной дороги. Но дело в том, что и там не удается найти по карте подходящее место.

Но вот, наконец, в октябре 2011 г. появилась статья Николая Кутькова [2], которая, кажется, разрешает загадку.

Николай Кутьков пишет:

"Ориентируясь на метки Прокудина-Горского (он последовательно и, надеюсь, безошибочно помечал все мурманские снимки) и на продольный профиль дороги, место снимка удалось вычислить. Это 856-й пикет 3-го участка пути, в 6 верстах севернее р. Сегежа. На профиле место идентифицируется с уверенностью 100 процентов. Обозначены и оба сообщающихся водоема слева и справа от дороги, и лежневая времянка, и срезанная горбушка справа от закругления пути. Забегая вперед, скажу, что этому месту было уготовано большое будущее. К 1926 г. вдоль пути в районе залива Майгуба (оз. Выгозеро) значился уже одноименный разъезд (19 домов), одноименный поселок «Желлеса» (40 жителей), поселок на 88 жителей, принадлежавший Бюро Ленинградского лесного института, пос. Майгуба-завод на 270 жителей, пос. Майгуба-Желрыба (19 жителей) и наконец, станция Майгуба (14 жителей). Место было гораздо более многолюдное, чем ст. Сегежа (187 чел.) И даже в 1916 г. видно, что строений там много, а справа от пути выстроен двухэтажный барак нового типа для размещения пленных. Прокудин-Горский  сделал отдельный снимок этого новенького сооружения."[Снимок барака рассмотрен на другой странице. - С.П.]

И далее:

"Отсутствие характерных поворотов пути  на современных картах тоже легко объяснимо. После пуска ББК [Беломоро-Балтийского канала - С.П.] и подъема Выгозера на 5-6 метров некоторые участки Мурманки попали под затопление. Дорога в 1933 г. всесильным ГУЛАГом была перенесена на протяжении 102 км. Мост через Сегежу заменили стальным. Все дома Майгубы 1916 г. и 1926 г. просто скрылись под водой! Современные станции и местечко Майгуба, что в 4 км от г. Сегежи не имеют ничего общего с фото 1916 г. Это место дачных кооперативов горожан."

Таким образом, по данным Николая Кутькова, эта фотография сделана у залива Майгуба на Выгозере, к северу от Сегежи, а цифра 856 - это номер пикета.

Единственное, что вызывает легкое неудовлетворение, - это то, что Кутьков не показал упомянутый им профиль железной дороги. Надеюсь, что он восполнит этот пробел.

 

Как уже сказано, есть еще одна фотография, сделанная в том же месте, которая изображает крупным планом один из бараков (тот, который виден у правого края фотографии). Эта фотография рассмотрена на другой странице.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сайт "Храмы России", страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798&start=0 и далее

 

2. Николай Кутьков. Утонувшая Майгуба. ТВР-панорама, 14.10.2011. http://www.tvr-panorama.ru/content/utonuvshaya-maiguba

 

 

 

 

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.