Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

СЕВЕРНЫЙ УРАЛ (продолжение)

 

ЧЕРДЫНЬ

Виды города

Чучела из коллекции Н.П.Алина

 

Серия фотографий города Чердыни, Пермской губернии состоит из двух разнородных частей - равных по количеству, но, по-моему, крайне неравноценных по содержанию. Наиболее интересные фотографии представлены на данной странице.

 

Первое упоминание Чердыни относится к 1451 г. Это один из древнейших русских городов на Урале, столица Перми Великой. Однако с начала XVII в. значение Чердыни падает, и на первое место выходит Соликамск.

Сейчас Чердынь - это маленький городок Пермского края (население около 6 тысяч человек) с замечательными историческими и архитектурными памятниками. К большому сожалению, за советское время большая часть их оказалась изуродована, а то и вовсе уничтожена. Тем интереснее фотографии Прокудина-Горского, на которых этот красивый город запечатлен в неповрежденном виде.

 

Первые четыре фотографии сделаны с водопроводной башни. Эта восьмиугольная башня из красного кирпича на углу двух улиц в центральной части города сохранилась до нашего времени (см., например, [9]). На крате Google (при достаточно крупном масштабе) хорошо видны и эта башня, и сохранившиеся храмы, что помогает хорошо понять направления, в которых сделаны снимки.

 

 

 

Город Чердынь. Не ранее 1912

Репродукция №20690. Оригинал  Крупное изображение

Снимок сделан с водопроводной башни на северо-восток.

На заднем плане - река Колва, уходящие вдаль леса, а за нимии горы. Ближе к нам центр Чердыни с возвышающимися над ним церквями. На снимке видны пять храмов и две часовни - очень много для маленького городка. И это еще не все: в кадр не попала шестая церковь, - Троицкая, располагавшаяся немного правее правого края фотографии (эта церковь, уничтоженная в советское время, видна на одной из следующих фотографий). Благодаря такому обилию церквей центр Чердыни был очень красив - в чем можно убедиться, глядя на фотографию.

У правого края фотографии - Воскресенский собор. Его облик формировался в течение долгого времени. Основной объем храма построен в 1751 - 1754 гг. А в 1908 - 1911 гг. (незадолго до того, как сделана эта фотография) с запада к нему была сделана большая красная кирпмчная пристройка - трапезная и высокая колокольня, ставшая неоьъемлемой частью панорам Чердыни. В начале 1930-х гг.  собор был закрыт, но здание, слава Богу, сохранило свой внешний вид. Оно долго использовалось как дом культуры. Несколько лет назад здание возвращено Церкви.

Левее и чуть ближе - Спасо-Преображенская церковь, частично закрывающая собою вид на Воскресенский собор. Церковь построена в 1756 г.  В 1853 г. к ней была пристроена двухэтажная паперть с высокой колокольней (заменившей старую, обветшавшую). Церковь закрыта в начале 1930-х гг. Полностью уничтожено венчание основного объема (теперь вместо него - двускатная крыша), колокольня окончательно уничтожена в начале 1950-х гг.

На фоне Спасо-Преображенской церкви виден возвышающийся над домом купол Спасской часовни над могилой 85 убиенных воинов. Эта часовня изображена крупным планом снаружи и внутри на двух других фотографиях (см. далее), где и сказано о ней подробнее. Пока скажем только, что этот исторический и архитектурный памятник был уничтожен в советское время и что в 2005 - 2007 гг. часовня была отстроена заново.

Левее и еще немного ближе - Успенская церковь. Эта церковь построена в 1784 г. Позже к ней была пристроена колокольня со шпилем. (Во всех известных мне источниках колокольня датируется 1884 годом, но эта дата кажется сомнительной: архитектура колокольни похожа на ампир первой половины XIX в. Я не одинок: на сайте [3] тоже выражено сомнение в этой дате.)  Храм закрыт в 1932 г., здание изуродовано: уничтожены главка и все ярусы колокольни, кроме нижнего. В 2000 г. в бывшей церкви открыт музей истории веры. В середине 2000-х гг. восстановлена главка.

Значительно левее и дальше видна Богоявленская церковь, построенная в 1752 - 1761 гг., с колокольней конца XIX века. Несколько необычно расположение боковых глав пятиглавия - не по углам основного объема, а по осям фасадов. (В каменных храмах такое расположение характерно скорее для Украины.) Кроме своей архитектуры, церковь была интересна и тем, что после пожара Чердыни 1792 года в ней сосредоточились многие уникальные предметы старины: церковная утварь, рукописи, деревянные скульптуры и даже старинное вооружение. Церковь закрыта не позже 1930-х гг. Уничтожены главы и верхние ярусы колокольни. В здании размещается хлебозавод.

Скажем о некоторых постройках, которые видны чуть ближе Богоявленской церкви (их можно хорошо разглядеть только на крупном изображении).

Одна из них - гостиный двор (он закрывает вид на нижнюю часть Богоявленской церкви). Здание построено в 1857 г., но еще близко по архитектуре к постройкам предшествующей эпохи классицизма. Видна аркада, традиционная для русских торговых зданий. В советское время аркада была заложена.

Другая постройка - часовня у гостиного двора, окруженная зеленью. Видно живописное пятиглавое завершение часовни. (Полностью ее можно увидеть, например, на двух фотографиях в [7].) К сожалению, мне не удалось найти никаких данных об этой часовне (судя по архитектуре, она построена не ранее второй половины XIX в.). Если не ошибаюсь, теперь часовни нет.

И, наконец, левее и дальше Богоявленской церкви видна верхняя часть еще одного храма - церкви Иоанна Богослова (1704 - 1718). Церковь сохранилась и действует. Она более подробно рассмотрена в пояснениях к одной из следующих фотографий, где она изображена крупным планом.

Итак, в неповрежденном виде сохранился внешний облик только двух храмов - Воскресенского собора и церкви Иоанна Богослова. Остальные церкви обезличены перестройками и исключены из панорам города. Впрочем, они хотя бы физически уцелели - Чердыни еще повезло по сравнению с очень и очень многими русскими городами. В последнее время хотя бы частично восстановлено завершение Успенской церкви, воссоздана Спасская часовня. Хочется надеяться, что когда-нибудь будут восстановлены и другие храмы.

 

 

 

Город Чердынь. Не ранее 1912

Репродукция №20691. Оригинал  Крупное изображение

Снимок сделан с водопроводной башни на север. Наиболее интересные детали сосредоточены в правой части фотографии, вдали. Их лучше рассматривать на крупном изображении.

Ближе всего к нам видно красное кирпичное здание, украшенное посередине башенкой с высокой белой крышей. Это школа ремесленных учеников, построенная в 1900-х гг.Здание сохранилось до нашего времени. Судя по фотографии Прокудина-Горского, оно в то время находилось на северной окраине Чердыни. Теперь город продолжается дальше на север. - Благодарю Павла Каганера за помощь в идентификации этого здания.

Немного правее и дальше (на расстоянии около 1 км от больницы и около 2 км от места съемки) видна маленькая церковь с большим куполом и с колокольней со шпилем. Это кладбищенская церковь Всех Святых, построенная в 1815 - 1817 гг. Церковь была закрыта не позже 1930-х гг. Пустовавшее здание к 1980-м гг. пришло в аварийное состояние. В настоящее время оно законсервировано.

Значительно левее, ближе к середине фотографии вдали видна очень большая красная церковь с высокой колокольней. Эта церковь находится уже не в Чердыни, а в селе Покча на берегу Колвы (на расстоянии 5 км от церкви Всех Святых и 7 км от места съемки).Благовещенская церковь в Покче, построенная в 1785 г., была на рубеже XIX и XX в. расширена, при этом полностью изменено ее архитектурное оформление. По данным [4], проект перестройки был составлен в 1896 г. А.Б.Турчевичем - талантливым архитектором, работавшим в Перми и в Пермской губернии (к сожалению, в [4] его фамилия написана с ошибкой). По данным [1], перестройка была осуществлена в 1910-х гг. (может быть, она даже еще не была закончена к моменту фотографирования). Церковь была закрыта в советское время и постепенно разрушалась. На рубеже XX и XXI в. (по данным [8], в 1997 г.) произощло несчастье: в церковь ударила молния. Разрушения оказались настолько сильны, что здание признано не подлежащим восстановлению.

В интернете можно найти довольно многочисленные фотографии церкви в Покче, сделанные уже после разрушения. Более ранних фотографий мне в интернете не удалось найти. Здесь можно посмотреть фотографию церкви до разрушения, помещенную в книге [1, с.138].

 

 

 

Вид с водопроводной башни на камень "Полюд". Не ранее 1912

Репродукция №20693. Оригинал  Крупное изображение

На сайте библиотеки Конгресса США написано омод" (Pomod) вместо "Полюд". Совершенно очевидно, что это ошибка, допущенная при чтении рукописного текста.

Снимок сделан на восток. На переднем плане река Колва. Камень (гора) Полюд расположен примерно в 40 км от Чердыни. Он виден на горизонте в правой части фотографии. Вид на Полюд считается одним из самых красивых в Чердыни.

У левого края фотографии видна весьма интересная деталь (лучше рассматривать ее на крупном изображении): прямо посреди заливного луга одиноко стоит белая постройка - вероятно, часовня. К сожалению, мне не удалось найти о ней никаких данных.

 

 

 

Вид на р. Колву и р. Вишеру. Не ранее 1912

Репродукция №20692. Оригинал  Крупное изображение

Снимок сделан с водопроводной башни на юго-восток. Ближе к нам Колва. Место впадения Колвы в Вишеру, расположенное в 5 км от места съемки, изображено, видимо, у правого края фотографии. Вишера видна вдали, в дымке.

Ближе к нам в правой части фотографии видна белая церковь с высокой колокольней (ее можно лучше рассмотреть на крупном изображении). Очевидно, это церковь в селе Серёгово (в 3 км от места съемки), построенная в 1797 г. [2] и уничтоженная в советское время. Другие изображения церкви в Серегове мне неизвестны.

 

 

 

Женский монастырь в Чердыни (древнейшая церковь в крае). Не ранее 1912

Репродукция №20698. Оригинал  Крупное изображение

Рядом с черно-белой копией этой фотографии в альбоме стоит более поздняя карандашная пометка Прокудина-Горского: "Неверно. Что это?". Не знаю, чем было вызвано сомнение Прокудина-Горского. Название фотографии правильное.

На фотографии изображена церковь Иоанна Богослова. На заднем плане река Колва. (См. также первую фотографию на этой странице.)

На этом месте в 1462 г. был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь. Первоначально в нем была одна деревянная церковь Иоанна Богослова. И монастырь, и церковь считают древнейшими на Урале.

В 1624 г. была построена вторая церковь - Вознесенская. Это была каменная шатровая церковь [1]. В 1700 г. оба храма сгорели, и на их месте в 1704 - 1718 гг. построена одна двухэтажная каменная церковь, которая и изображена на фотографии. В ее строительстве принимали участие пленные шведы.

Церковь Иоанна Богослова - самая старая сохранившаяся церковь Чердыни, замечательный памятник архитектуры начала XVIII в. В архитектуре церкви соединились формы характерные для ушедшего XVII и для наступающего XVIII века. Весьма необычно для этих мест устройство колокольни прямо над сводом храма (что часто встречается в московских храмах конца XVII века).

Мужской Иоанно-Богословский монастырь был упразднен в 1784 г. А в начале XX века он вновь возродился - теперь как женский. В октябре 1911 г. в Чердынь были отправлены монахиня Пермского Успенского монастыря Руфина и вместе с ней еще семь насельниц Верхотурского Покровского монастыря. Они создали при церкви монашескую общину. 28 сентября/11 октября 1912 года Чердынская Иоанно-Богословская община была преобразована в монастырь, посвященный 300-летию Дома Романовых. 12/25 ноября того же года Руфина получила сан игумении [5].

Перед церковью видны расположенные вплотную к ограде большие штабели кирпича и камня. Очевидно, они приготовлены для строительства каменного монастырского корпуса.

(Этот корпус, построенный в 1912 (по другим данным, в 1913) году, сохранился до нашего времени; он расположен к северу от храма, левее левого края фотографии. К сожалению, место, где стоит корпус, не удается разглядеть и на первой фотографии на данной странице, так как оно закрыто домами.)

Женский монастырь был закрыт в 1918 г. Церковь Иоанна Богослова действовала до 1940 г., после чего была передана музею. В 1947 г. она вновь была открыта и действует до настоящего времени. В 2004 г. возродился и монастырь - вновь как мужской.

Данная фотография позволила уточнить датировку поездки по Северному Уралу. Подробнее...

 

 

 

Спасская часовня над убиенными воинами в г. Чердынь. Не ранее 1912

Репродукция №20696.

Оригинал  Крупное изображение

Доска с надписью [в] Спасской часовне. Не ранее 1912

Репродукция №20697.

Оригинал  Крупное изображение

В названии правой фотографии сказано: "... на Спасской часовне". Но ясно видно, что снимок сделан внутри здания, поэтому я позволил себе слегка исправить название.

Верх этой часовни виден также на первой фотографии на данной странице.

О событии, которое послужило поводом к постройке часовни, ясно сказано в надписи на правой фотографии:

"ПОМЯНИ ГОСПОДИ ДУШЫ РАБ СВОИХ ИЗБИЕННЫХ НАРАТИ ОТНАГАЙСКИХ ТАТАР ИОАКИМА ФЕОДОРА МАКАРИЯ ИОАННА ИОАКИМА ПАРФЕНИЯ ХАРЛАМПИЯ ЕВСЕВИЯ СИМЕОНА ПРОКОПИЯ ГАЛАХТИОНА ИОАННА ИОАННА ИОАННА АЛЕКСИЯ ИОАННА СИМЕОНА ГЕРАСИМА ВАСИЛИЯ ФЕОДОРА ИАКОВА ВЛАДИМЕРА ТИМОФЕЯ ИОАННА ЛУКИ АНДРЕЯ МИХАИЛА ФОМЫ СОФРОНИЯ МАКСИМА ЛУКИ ФЕОДОРА ТИМОФЕЯ ИОАННА ТРОФИМА ТИМОФЕЯ ВАСИЛИЯ САВЕЛИЯ МИХАИЛА ИСАКИЯ МАКСИМА ИОАННА БОРИСА ИЛАННА ЕРМОЛАЯ АРТЕМИЯ ГРИГОРИЯ ЛУКИ ИОВА ИНОКА ВАСИЛИЯ ЛЕОНТИЯ АНДРЕЯ МАКАРИЯ ДАНИИЛА ЕРМОЛАЯ СТЕФАНА ВАСИЛ[И]Я ТЕРЕНЬТИЯ ДОМЕНТИЯ СИМЕОНА КОСМЫ КОНСТАНТИНА АЛЕКСИЯ ЕРМОЛАЯ ИЕРОФЕЯ МОИСЕЯ МАКАРИЯ ВАСИЛИЯ ТРОФИМА ДИМИТРЕЯ ВАРФОЛОМЕЯ ИОАКИМА МОИСЕЯ КИПРИАНА ТИТА КЛИМЕНТА АНДРЕЯ СИМЕОНА ВЛАДИМЕРА МОИСЕЯ ИОАННА ИЛИИ ГРИГОРИЯ КОСМЫ АНТИПЫ.

СИЯ СТРАДАЛЬЦЫ ПОБИЕНИ БЫША ВЧЕРДЫНСКОМ УЕЗДЕ ВКОНДРАТЬЕВЕ СЛОБОДЕ НАДВИШЕРОЮ РЕКОЮ 7055 [1547 - С.П.] ГОДА ЧИСЛОМ ИХ ПОБИТО 85 ЧЕЛ"

Справа от доски в глубине видна часть иконостаса со стоящим перед ним кануном - квадратным столиком для свечей о упокоении.

Я не нашел точного указания даты постройки этой часовни. Судя по архитектуре, она появилась (надо думать, на месте более ранней) в XVIII веке.

В 1930-х гг. эта часовня, имевшая несомненную историческую и художественную ценность, была уничтожена. Доска с надписью из часовни попала в краеведческий музей, а на месте часовни - как будто в насмешку - был поставлен скромный деревянный обелиск с доской, на которой была сделана другая надпись:

"Историческая могила. Здесь покоятся 85 человек, убитых в 1547 г. в д. Кондратьева Слобода (правый берег р. Вишеры).

Боевая схватка в XVI веке была вызвана недовольством новой для язычников православной верой, насильственно насаждаемой среди местного населения." [10]

Вот так. Воины, павшие при защите родины от набега кочевников (кстати, не язычников, а мусульман), превращены в карателей, подавлявших восстание коренного населения. Как это назвать, как не фальсификацией истории в соответствии с советскими идеологическими штампами!

К счастью, со временем и эта доска исчезла со своего места (к началу 1970-х гг. ее уже не было). По-моему, в данном случае лучше никакой надписи, чем такая.

У этой истории все-таки счастливый конец: в 2005 - 2007 гг. часовня была воссоздана в прежних формах, а доска с именами 85 убиенных воинов вернулась на место.

.

На левой фотографии на заднем плане справа видно еще одно очень примечательное место (о котором не сказано в названии). Это Троицкая гора на высоком берегу Колвы. На этом месте в 1535 г. началось строительство первого на Урале кремля. Стены и башни были деревянными и давно исчезли, но до нашего времени сохранились вал и ров.

На Троицкой горе видна Троицкая церковь, построенная, вероятно, в 1817 г. [2]. [3] названа другая дата - 1838 год. Мне она кажется маловероятной. Возможно, в 1838 г. производилась какая-то перестройка. Старое изображение Троицкой церкви см. также в [7].) Этот весьма изящный храм, отмечавший исторически важное место, уничтожен в советское время (возможно, уже в послевоенные годы [3]).

 

 

Завершают эту страницу две фотографии, сделанные в Успенской церкви. Внешний вид церкви (изуродованной в советское время) см. на первой фотографии на этой странице.

 

 

Антиминс времен Императрицы Елизаветы Петровны, хранящийся в Успенской церкви г. Чердынь. Не ранее 1912

Репродукция №20694. Оригинал  Крупное изображение

Антиминс - неотъемлемая часть Престола, плат с частицами мощей, на котором совершается Литургия. В каждой церкви обязательно есть антиминс.

Следует сделать уточнение. Успенская церковь (как уже было сказано) построена в 1784 г., т.е. уже при Екатерине II. Однако она сменила собою деревянную церковь, для которой и был освящен этот антиминс. Во времена Елизаветы деревянная церковь принадлежала женскому монастырю, который был упразднен в 1764 г.

В центре - Оплакивание Тела Христова. На нимбах святых сделаны надписи, поясняющие, кто именно изображен. В центре - Матерь Божия. Слева от нее - св. Иосиф (Аримафейский?) и св. Мария Клеопова. Справа: св. Иоанн Богослов, св. Никодим, св. Мария Магдалина и св. Мария [второе слово я не понял].

Надпись наверху:

"Сий антиминс

Сие есть Трапеза священная на приношение Бескровныя жертвы в Божественней литургии [...] благодатию Лресвятаго и Животворящего Духа сего ради имеет власть священнодействовати во храме Успения Пресвятыя Богородицы."

Надпись внизу:

"Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны, всея России, и благословением Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода Священнодействован [...]" (дальше мне не удается прочитать).

Под нижнем краем изображения:

"Смиренный Варфоломей Епископ Вятский и Великопермский"

 

 

 

Спаситель в темнице. Резная фигура в Успенской церкви г. Чердынь. Не ранее 1912

Репродукция №20695. Оригинал  Крупное изображение

Как известно, XVII - XVIII вв. - время расцвета на Пермской земле народной скульптуры. Деревянные скульптуры украшали многие храмы в этих местах. Теперь они стали музейными экспонатами.

Среди деревянных скульптур часто встречаются и скульптуры, изображающие Христа в темнице, с такой же композицией. Сохранилась ли именно эта скульптура, мне неизвестно.

(Очень похожая скульптура выставлена в чердынском краеведческом музее, и иногда ее по ошибке принимают за скульптуру, изображенную на фотографии Прокудина-Горского. Этот вопрос рассмотрен мною на форуме сайта "Храмы России", http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=16794#p16794.)


 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Г.Н.Чагин. На древней Пермской земле. М., "Искусство", 1988, с. 8 - 16, 92 - 12, 137 - 140

 

2. Список соборов и церквей по благочинническим округам, с показанием состава причтов и других сведений. Печатается по изданию: Справочная книга Пермской епархии на 1912 год. (Составил диакон Петр Ершов). Сайт "Церковный краевед Прикамья", страница http://permkraeved.ru/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=18

 

3. Сайт "Храмы России". http://www.temples.ru

 

4. Народный каталог православной архитектуры. http://www.sobory.ru

 

5. Путем совершенной любви. "Вера"-"Эском". Христианская газета севера России. Октябрь 2001 г., 1-й выпуск, №397. http://www.rusvera.mrezha.ru/397/13.htm

 

6. http://varandej.livejournal.com/296947.html

 

7. Старая Чердынь. [Фотографии.] http://diplom.perm.ru/uslugi/gallery/. (Фотографии взяты с сайта  www.uralpohod.ru, однако на этом сайте мне их не удалось найти; есть только неработающая ссылка "Чердынь".)

 

8. Дмитрий Сундряков. Село Покча. Благовещенская церковь. http://thebestofrussia.ru/photo/16656

 

9. http://www.mamatov.ru/cherdyn.html

 

10. Памятники истории и культуры Пермской области. Пермское книжное издательство, 1971, с. 102

 

11. http://togeo.ru/main/Gid-po-cherdiny

 

 

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

СЕВЕРНЫЙ УРАЛ: начало

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.