Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

ВЕРХОТУРЬЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Страница  1  2  3

 

От фотографий, представленных на этой странице (так же, как и на двух других страницах) сохранились только черно-белые копии.

 

 

 

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

Церковь Покрова и женский монастырь. 1909

Репродукция №02108

Название не вполне точное. На фотографии изображен женский Покровский монастырь. Этот монастырь, основанный в 1621 г., - старейшая женская обитель Урала.

Покровский монастырь был упразднен после секуляризации 1764 года, но фактически существовал еще некоторое время (предположительно до 1782 г.).

В 1853 г. была учреждена женская община (богадельня). Благодаря энергичным действиям ее смотрительницы Агнии была построена "новая" Покровская церковь, а в 1907 г. (за два года до того, как сюда приехал Прокудин-Горский) община вновь стала монастырем.

На фотографии видна группа из трех храмов на берегу реки Туры.

Центр всего ансамбля -монументальная церковь Иоанна Предтечи с высокой колокольней (высотой около 50 метров). Она была построена в 1753 - 1776 гг. Ближе расположена "старая" Покровская церковь (1744 - 1753) - с большим восьмериком, увенчанным главкой. Левее церкви Иоанна Предтечи - "новая" Покровская церковь с колокольней (1898 - 1902).

В советское время Покровский монастырь был вновь закрыт. Варварски изуродована церковь Иоанна Предтечи: разобрана колокольня; уничтожено не только пятиглавие, но и верхний этаж церкви. Прекрасный храм превратился в сараеобразную постройку, только вблизи виден сохранившийся красивый "нарышкинский" декор фасадов.

С 1991 г. началось возрождение Покровского монастыря.

 

 

 

ПРИХОДСКИЕ ХРАМЫ

 

 

Церковь Воскресения с западной стороны. Верхотурье. 1909

Репродукция №02109

Воскресенская церковь (называемая также Спасо-Воскресенской) строилась с 1781 до 1806 г. Это первый в городе храм с чертами архитектуры классицизма (в отделке нижнего этажа еще видны формы барокко, но второй этаж, барабан с куполом и верхние ярусы колокольни уже принадлежат классицизму).

В советское время этот красивый храм был изуродован: уничтожены барабан и верхние ярусы колокольни.

 

 

 

Древняя церковь Одигитрии Божией Матери в Верхотурье. 1909

Репродукция №02111

Колокольня при древней церкви.1909

Репродукция №02112

Деревянная церковь Одигитрии была построена в 1706 г. на месте более старой сгоревшей. Но судя по фотографиям, церковь, вероятно довольно сильно переделывалась в XIX веке. Что касается колокольни, то она тем более не производит впечатления древнего сооружения.

Независимо от истинного возраста, церковь и колокольня выглядели весьма живописно и занимали вполне достойное (пусть и скромное) место в видах Верхотурья.

Ни церковь, ни колокольня не дошли до нашего времени. Обстоятельства их исчезновения мне неизвестны.

 

 

 

 

БОЛЬШЕ-АКТАЙСКИЙ СКИТ

 

 

Скит Живоносный источник при Верхотурском монастыре. 1909

Репродукция №02116

Вид на реку Октай около скита Живоносный источник. 1909

Репродукция №02117

Скит, а точнее, монастырская заимка находилась в 8 верстах от Верхотурья, на левом берегу реки Большой Актай (Октай). Здесь были сенокосный и лесной участок, с 1850 г. принадлежавшие Николаевскому монастырю.

Заимка находилась в одной версте от Горо-Благодатского тракта, и богомольцы, шедшие на поклонение к мощам Симеона Верхотурского, стали останавливаться на заимке. В 1879 г. были построены специальные здания для богомольцев. В 1888 г. здания были расширены, и тогда же была построена деревянная часовня над источником. В 1894 г. часовня была преобразована в храм и освящена во имя иконы Божией Матери "Живоносный источник". Церковь и другие постройки скита видны на левой фотографии.

В советское время в бывшем скиту находился дом отдыха.

Здание церкви сохранилось и теперь вновь используется по назначению. 

 

 

 

Старец Макарий у своей кельи. 1909

Репродукция №02114

Весьма интересные сведения о жизни старца Макария содержатся в работе [8]. Здесь я приведу только очень краткие данные.

Макарий (Михаил Васильевич Поликарпов; 1856/57? 1851? - 1917) родился в Казанской губернии, в крестьянской семье. Он пришел в Николаевский монастырь в Верхотурье, когда ему было больше 30 лет. Десять лет он нес послушание монастырского пастуха, и наконец в 1900 г. был пострижен в монахи.

Келья старца Макария находилась в Больше-Актайском скиту. Макарий был известен далеко за пределами Верхотурья. К нему приходили паломники не только с Урала, но и со всей России.

Одним из паломников оказался и молодой Григорий Распутин, который впоследствии считал Макария своим наставником.

(В наше время существуют разные, диаметрально противоположные мнения о личности Распутина. Я не хочу ввязываться в споры. Но все же скажу о двух несомненных обстоятельствах, которые признают и самые ярые враги Распутина (см., например, [9]). Первое - несомненная духовная одаренность Распутина (независимо от того, как он использовал этот дар). Второе - то, что Распутин начал свой путь с искренних духовных исканий, совершил паломничества по святым местам России, был на Афоне. Если позже он и не выдержал этой высоты (а я не уверен, что это было действительно так!), то, во всяком случае, Макарий знал именно молодого Распутина, и вряд ли можно говорить о том, что он "ошибся" в Распутине.)

Вот что пишет о Макарии такой авторитетный церковный деятель, как Вениамин (Федченков):

"Между другими святынями он [Распутин] особенно часто посещал Верхотурский монастырь Пермской губернии, как ближайший к Сибири. А там, в скиту, жил подвижник - монах отец Макарий. Я его лично видел в Петербурге вместе с настоятелем монастыря архимандритом Н., их привозил Распутин, чтобы показать, какие у него есть хорошие и благочестивые друзья. Тогда уже пошла борьба против него. Действительно, оба эти инока были очень хорошие люди, а отец Макарий и доселе остался у меня в памяти как святой человек, только очень уж доверчивый, как дитя. Святые люди нередко бывали такими: живя сами свято, они и на других смотрели так же, по изречению Григория Богослова: "Кто сам верен, тот всех доверчивее" (Цитируется по [8]. "Архимандрит Н." - это Ксенофонт; правда, в то время он еще не был архимандритом.)

Макарий дважды побывал в Санкт-Петербурге, где встречался с Царской Семьей. Первый раз это произошло в 1908 г. Позже, в 1917 г. он рассказывал чрезвычайной следственной комиссии временного правительства:

"Видимо, Распутин рассказывал обо мне бывшему Царю, ибо в монастырь пришли от Царя деньги на устройство для меня келлии... Кроме того... были присланы деньги для моей поездки в Петербург... и я приезжал тогда в Царское Село, разговаривал с Царем и Его Семейством о нашем монастыре и своей жизни в нем." (Цитируется по [8]. Кстати, Макарий в своих показаниях комиссии ни единым словом не опорочил Распутина.)

Второй приезд Макария в Санкт-Петербург состоялся в 1909 г. В дневнике Николая II есть запись от 23 июня 1909 г.:

"После чая к Нам приехали Феофан, Григорий и Макарий." (Цитируется по [8]. Феофан (Быстров) - известный церковный деятель, богослов, духовник Царской Семьи. Видимо, он и познакомил Царскую Семью с Распутиным - о чем потом жалел.)

Прокудин-Горский был в Верхотурье в конце августа - начале сентября 1909 г. (по старому стилю; о хронологии фотографий сказано во вступлении к разделу "Урал и Западная Сибирь"). Таким образом, данная фотография сделана спустя примерно два месяца после последней встречи Макария с Царской Семьей. Прокудин-Горский сделал портрет старца (в оригинале - цветной!), который, несомненно, должен был быть показан Царской Семье.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. В.Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Екатеринбург, типография "Уральской жизни", 1904, с. 393 - 396

 

2. Очерки истории и культуры города Верхотурья и верхотурского края. В.И.Байдин (руководитель) и др. Екатеринбург, изд-во Уральского ун-та, 1998. http://verkhoturye.eunnet.net/

 

3. Википедия, статьи: а) Верхотурье, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5; б) Верхотурский Николаевский монастырь, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

 

4. Народный каталог православной архитектуры. http://www.sobory.ru

 

5. Екатеринбург + Свердловск. http://www.1723.ru/, страница http://www.1723.ru/read/region/verch.htm

 

6. Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря. Екатеринбург, 2000. С.__ (http://atlasch.narod.ru/). Страница http://atlasch.narod.ru/works/nikmonst1.htm и далее

 

7. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. (Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса). Ксенофонт (Медведев Константин Петрович). http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu8sOKhfiGifS6U86mZd88Zd8KW66eifS5Wc8rWe8oUXuLWs8uWeCQd**

 

8. Сергей Фомин. Старец Макарий Актайский и Григорий Распутин. а) http://www.rusk.ru/monitoring_smi/2006/05/01/starec_makarij_aktajskij_i_grigorij_rasputin_-_1/; б) http://www.rusk.ru/monitoring_smi/2006/05/16/starec_makarij_aktajskij_i_grigorij_rasputin_-_2/

 

9. А.И. Спиридович. Начало Распутина. "Иллюстрированная Россия" N 15 (361). Суббота 9 апреля 1932г. Париж. Редактор А.И Куприн. http://ldn-knigi.narod.ru/R/Spir1.htm

 

10. С.А.Горбова. Путешествие по Среднему Уралу. http://testan.narod.ru/moscow/article/ural.htm

 

 

 

 

 

Страница  1  2  3

 

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.