Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

ПЕРМЬ

Страница  1  2

Прокудин-Горский посещал Пермь, видимо, три раза - в начале первой, третьей и четвертой поездок по Уралу. Однако он фотографировал этот город, очевидно, только в первой поездке, в 1909 году, а в остальных поездках Пермь была для него только промежуточным пунктом.

Следует сказать, что сохранились далеко не все фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в Перми. Кроме фотографий, представленных на этих двух страницах, были еще 18 фотографий, от которых не сохранились ни цветные оригиналы, ни черно-белые копии (подробнее об этом сказано на следующей странице).

 

 

 

Общий вид на г. Пермь с Городских Горок. 1909

Репродукция №20451. Оригинал  Крупное изображение

На снимке мы видим большой промышленный город, с дымами заводских труб (эти дымы кажутся разноцветными из-за большой выдержки: их изображения в разных цветовых каналах не совпадают друг с другом. Впрочем, в данном случае это, пожалуй, не портит фотографию, а наоборот, делает ее немного веселее.)

Вблизи на первом плане - Главные мастерские Уральской горнозаводской железной дороги (УГЖД). Это предприятие существует и в наше время (в советское время Пермский мотовозоремонтный завод им Шпагина, теперь предприятие "Модриза" [12]). Производственные здания сохранились, хотя и с переделками. На следующей странице можно увидеть фотографию, на заднем плане которой изображено здание депо при этом предприятии.

Справа от Главных мастерских УГЖД вдоль железной дороги (которая отсюда не видна), параллельно реке Каме вытянулось здание вокзала Пермь-1, украшенное двумя башенками (отсюда он виден с задней стороны). Этот вокзал сохранился до нашего времени, так же, как и примыкающий к нему белый двухэтажный корпус, расположенный чуть дальше.

С этим корпусом соединено переходом белый трехэтажный дом управления Уральских железных дорог. На одной из фотографий, представленных на следующей странице, это здание изображено крупным планом с противоположной стороны. Оно тоже сохранилось до нашего времени.

Справа открывается далекий вид вдоль Камы. Вдали в дымке виден большой металлический железнодорожный мост - одна из достопримечательностей Камы. (Разглядеть фермы моста можно на крупном изображении, желательно его еще дополнительно увеличить.) Позже, в советское время этот мост был сильно перестроен (с заменой конструкций). Подробнее см. следующую страницу, где представлена фотография этого моста крупным планом.

В левой половине фотографии вдали над домами возвышается величественный Спасо-Преображенский собор - замечательный памятник архитектуры классицизма. Храм строился с 1798 до 1819 г., ампирная колокольня со шпилем пристроена в 1823 - 1831 гг. Это был кафедральный собор Перми. Храм был закрыт в 1931 г., но здание, к счастью, уцелело. В нем долгое время размещалась картинная галерея. В 2008 г. здание возвращено Православной церкви.

Левее и дальше - Троицкий собор. Этот монументальный храм в "русско-византийском стиле" построен в 1847 - 1857 гг. Храм был закрыт в 1930-х гг., при этом он был обезглавлен, сломан верхний ярус колокольни. В 1944 г. здание было возвращено церкви и с тех пор стало кафедральным собором Перми. Внешний облик здания был восстановлен с искажениями, в упрощенных формах. Но в начале XXI в. храм, наконец, был реставрирован.

Еще немного левее возвышаются минарет и купол мечети (1902 - 1903, арх. А.И.Ожегов). Она сохранилась до нашего времени.

 

 

 

Город Пермь. Общий вид. 1909

Репродукция №20452. Оригинал  Крупное изображение

Продолжение предыдущей фотографии влево (но фотография сделана, вероятно, несколько с другой точки).

У правого края фотографии Спасо-Преображенский собор, левее за дымом теряются Троицкий собор и мечеть (они видны на крупном изображении, причем минарет мечети совсем скрыт дымом, виден только ее купол.)

Левее, в отдалении видна в дымке каланча (1883 г.), сохранившаяся до наших дней.

Еще чуть левее и значительно ближе - храм с луковичными главками и шатровой колокольней. Это Николаевская церковь Мариинской женской гимназии, построенная в 1895 - 1899 гг. В советское время храм обезглавлен, колокольня уничтожена. В таком изуродованном виде здание остается и по сей день.

Значительно левее в конце улицы виден Успенский собор Успенского женского монастыря. Храм закрыт в 1920 г., а в 1930 г. снесен.

Далее влево (примерно на такое же расстояние) виден большой монументальный храм с колокольней со шпилем. Это церковь Рождества Богородицы, построенная в 1789 г., арх. П.Т.Васильев. В советское время храм варварски перестроен и обезличен: уничтожены и купол, и все ярусы колокольни.

Наконец, близко к левому краю фотографии - церковь Марии Магдалины (1889 - 1892, арх. А.Б.Турчевич). Эта церковь тоже совершенно обезличена перестройкой и исключена из панорам города. Подробнее см. следующую страницу, где представлены две фотографии этой церкви крупным планом.

 

 

 

Город Пермь. Общий вид. 1909

Репродукция №02041

К сожалению, сохранилась только черно-белая копия.

В правой половине фотографии над домами и зеленью возвышается Воскресенская церковь. Она была построена в 1863 - 1869 гг. в память освобождения крестьян в 1861 г. В 1930-х или 1940-х гг. этот красивый шатровый храм со своеобразным силуэтом был уничтожен.

 

 

 

Пригород г. Перми - Разгуляй. 1909

Репродукция №20450. Оригинал  Крупное изображение

Разгуляй - примечательное место: отсюда начинается история Перми. В 1723 г. в этом районе В.Н.Татищев основал медеплавильный завод. Рядом с заводом появился поселок Егошиха (по названию речки) - предшественник города Перми, основанного указом Екатерины II в 1780 г. В 1786 г. медеплавильный завод был закрыт, и с 1788 г. Егошиха слилась с Пермью; со временем этот район города стали называть Разгуляем. (Слово "пригород" в названии фотографии, видимо, ошибочное.)

На заднем плане фотографии видно кладбище с двумя церквями.

Слева Успенская церковь, построенная в 1900 - 1905 гг., арх. А.И.Ожегов. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг., с тех пор постепенно разрушалась. В 1989 г. она вновь стала действовать, к настоящему времени (2009 г.) полностью восстановлена.

Справа классицистическое здание - Всесвятская церковь. Она была построена в 1832 - 1838 гг. по проекту И.И.Свиязева. В начале XX в. колокольня церкви перестраивалась по проекту А.Б.Турчевича; на фотографии колокольня - в лесах. Церковь сохранилась до нашего времени, она оставалась действующей все время с коротким перерывом в 1941 - 1943 гг.

 

 

 

Общий вид набережной г. Пермь. 1909

Репродукция №02042

Сохранилась только черно-белая копия.

 

 

 

Вид на г. Пермь с железнодорожного моста через Каму. 1909

Репродукция №20453. Оригинал  Крупное изображение

Вид на Пермь издалека, с моста, построенного в 7 верстах от города. (Этот мост виден вдали на заднем плане первой фотографии на этой странице. Фотографию моста крупным планом см. на следующей странице.) На переднем плане лесопильный завод кн. С.М.Голицына. (Сообщено Владимиром Ивашкевичем.)

Снимок сделан в сторону противоположную той, в которую сняты первые две фотографии. Над городом возвышаются храмы - слева направо: Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор, церковь Рождества Богородицы. Ближе к правому краю фотографии, вдали - Воскресенкая церковь, которая лучше видна на третьей фотографии на этой странице. (Я сам не смог распознать эту церковь по нечеткому изображению, мне помог в этом Владимир Ивашкевич.)

 

 

 

 

Страница  1  2

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.