Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

ПЕРМЬ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Страница  1  2

 

Старо-Сибирская застава в г. Перми. 1909

Репродукция №20449. Оригинал

Сибирская застава была построена в 1824 г. к приезду в Пермь Александра I. Автор проекта - пермский архитектор И.И.Свиязев.

Этот красивый памятник архитектуры классицизма погиб в советское время. В 2003 г., к 280-летию Перми был поставлен новый обелиск, напоминающий обелиски Сибирской заставы.

 

 

 

Пермь. Церковь Марии Магдалины. 1909

Репродукция №20456. Оригинал

Пермь. Церковь Марии Магдалины. 1909

Репродукция №20457. Оригинал

Церковь Марии Магдалины при детском приюте была построена в 1889 - 1892 гг. по проекту А.Б.Турчевича. Она, несомненно, принадлежала к числу наиболее красивых храмов Перми и играла заметную роль в панорамах города (см. также фотографию на предыдущей странице).

В 1930-х гг. закрытая церковь была варварски перестроена под учебное заведение (ныне (2009 г.) - Пермский научный центр Уральского отделения АН России). Уничтожены и купол, и верхний ярус колокольни. Хотя полуколонны, украшающие здание, сохранены, но в целом оно производит впечатление заурядной "сталинской" постройки.

 

 

 

Пермь. Летнее помещение биржи. 1909

Репродукция №20454. Оригинал  Крупное изображение

Фотография сделана в Набережном, или Биржевом саду около Камы. Общественный сад, существовавший с середины XIX в., был существенно благоустроен в 1906 - 1907 гг., а в 1908 г. (за год до того, как сделана эта фотография) было построено здание биржи. Это был весьма красивый павильон, украшенный "ропетовской" резьбой.

Здание биржи исчезло в советское время. А сад (позже подвергшийся реконструкции) существует и сейчас (сквер им. Ф.М.Решетникова).

 

 

 

Пермь. Дом управления Уральских железных дорог. 1909

Репродукция №20455. Оригинал

Здание находится рядом с вокзалом Пермь-1, оно соединено переходом с одним из корпусов вокзала. Под переходом в глубине видны красные кирпичные корпуса Главных мастерских УГЖД.

Здание сохранилось до нашего времени. (См. также первую фотографию на предыдущей странице, на которой оно видно с противоположной стороны.)

 

 

 

Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем "Шмидта". 1909

Репродукция №20458. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США.  Оригинал

Фотография помещена на выставке библиотеки Конгресса США (http://www.loc.gov/exhibits/empire/) со следующим комментарием:

"Паровоз «Компаунд» с пароперегревателем «Шмидта» показан на железнодорожном пути между Пермью и Екатеринбургом на Урале. Предполагают,
что в вагоне, расположенном на заднем плане, была походная фотолаборатория и жилое помещение Прокудина–Горского."

Впрочем, черно-белая копия этой фотографии находится в альбоме именно среди копий фотографий Перми.

 

 

 

[Паровоз Аа-76, депо Главных мастерских УГЖД депо УГЖД, Пермь]

Репродукция №20190. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

Фотография не атрибутирована библиотекой Конгресса США. Идентификация выполнена на сайте "Паровоз ИС" [11]. См. также обсуждение этого вопроса на форуме сайта "Храмы России" [13]. Современная фотография, помещенная на форуме [12], со всей несомненностью свидетельствует, что снимок действительно сделан в Перми, в Главных мастернских УГЖД: изображенное на заднем плане здание депо сохранилось до нашего времени; оно перестроено, но остался характерный зубчатый фронтон.

Когда именно сделан снимок, не вполне ясно. Ни в одном из уральских альбомов нет подходящей подписи (хотя бы под отсутствующей черно-белой копией). На самом негативе нет метки, которая могла бы помочь датировать фотографию. Как уже сказано во вступлении на предыдущей странице, Прокудин-Горский, по меньшей мере, три раза проезжал через Пермь - в 1909, 1911 (?) и 1912 гг. В принципе, фотография могла появиться в любой из этих поездок (хотя все-таки наиболее вероятно, что она сделана тогда же, что и остальные пермские фотографии - в 1909 г.)..

См. также первую фотографию на предыдущей странице, где хорошо видны корпуса Главных мастерских УГЖД (правда, именно это здание депо не видно).

 

 

В альбоме "Ural Mountains, Survey of Industrial Areas" имеется целых 3 страницы, на которых все подряд фотографии (по 6 на каждой странице) отклеены; есть только подписи, свидетельствующие о том, что 12 из них были сделаны на Пермском пушечном заводе, на четырех был изображен железнодорожный мост через Каму и на двух - строящийся новый вокзал в Перми. (Список подписей к отсутствующим фотографиям см. здесь.) Совершенно очевидно, что эти фотографии были изъяты из альбома, как представляющие военную тайну. Почти несомненно, что это изъятие было произведено советскими властями при вывозе фотографий за границу. (Характерно, что в путеводителе [1], изданном в 1904 г., не только не скрывается существование пушечного завода в Перми, но и весьма подробно описываются его цеха, которые рекомендуется осмотреть как достопримечательность города. Значит, в то время завод не рассматривался как секретный объект.)

Конечно, нет не только копий, но и цветных оригиналов. И все же есть одно исключение - каким-то чудом уцелевший снимок явно из этой серии. (Может быть, это дубль соответствующей изъятой фотографии):

 

 

 

Железнодорожный мост через Каму около Перми. 1909

Репродукция №20023. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

Фотография идентифицирована библиотекой Конгресса США как изображение моста через Каму (что подтверждается различными старыми изображениями моста,  например, [14]; см. также первую фотографию на предыдущей странице, где мост виден вдали).. Название фотографии - авторское, я взял его из числа подписей к отсутствующим фотографиям.

Этот мост - один из первых мостов через Каму и крупнейший на Урале - считался одной из достопримечательностей Перми. Проект металлических конструкций разработал инженер Н.Ададуров в 1896 г. Строительство моста было завершено в 1899 г.

Мост дошел до нашего времени в перестроенном виде. В 1953 г. была произведено расширение моста под два пути с ликвидацией ледорезов. В 1988 г. металлические конструкции заменены новыми.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. В.Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Екатеринбург, типография "Уральской жизни", 1904, с. 74 - 85.

 

2. Пермь. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8C

 

3. История православных храмов г. Перми.http://istorjk.narod.ru/ 

 

4. Культурное наследие Прикамья (Heritage of Perm). http://rodion.perm.ru/. Города и села - Город Пермь: Альбом 1, http://rodion.perm.ru/plugins/diaporama/diaporama.php?lng=ru&diapo_id=17 . Альбом 2, http://rodion.perm.ru/plugins/diaporama/diaporama.php?lng=ru&diapo_id=22&diapo_page=2

 

5. Пермь, такой была церковь Марии Магдалины. http://fotki.yandex.ru/users/lena45544554/view/108138?page=0

 

6. Л.В. Перескоков. Храм Всех Святых на Егошихинском кладбище в городе Перми – фамильная усыпальница Смышляева. http://voopik.perm.ru/necropolis_perm2.html

 

7. Александр Каменских. Второе открытие "заставы". Пермская краевая общественно-политическая газета "Местное время". №19 от 28 мая 2003 г. http://www.permv.ru/archive/?article=519

 

8. Виктор Семянников. Сквер имени Решетникова. http://metrosphera.ru/history/parks/?pub=63

 

9. В.В.Семянников. Разгуляй, микрорайон, Ленинский район, город Пермь. http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804064263

 

10. Г.А.Литовченко. Камский железнодорожный мост. http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804000947

 

11. Паровоз ИС. Российский железнодорожный портал. http://www.parovoz.com/. Страница http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=1700&LNG=EN#picture

 

12. Вопросы про ЖД (форум). http://teron.ru/index.php?showtopic=166380&st=280. Сообщение 22 марта 2008, 22:43 (автор Шмырштю)

 

13. Форум сайта "Храмы России", страница http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3572&start=840

 

14. http://www.filokartist.net/catalog/showimage.php?id=2870&mode=a

 

 

 

 

 

 

Страница  1  2

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.