Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Костромская губерния

 

Начало раздела

 

КОСТРОМА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Виды города (черно-белые копии и одна цветная фотография)

Успенский и Богоявленский соборы (черно-белые копии)

Храмы в центральной части города

Ипатьевский монастырь

Архитектура  1  2

Предметы из ризницы монастыря и иконы Троицкого собора  1  2  3  4  5  6

 

 

УСПЕНСКИЙ И БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОРЫ

На предыдущей странице показаны виды Костромы начала XX века с множеством церквей. Подавляющее большинство этих церквей было уничтожено сбродом, дорвавшимся до власти над Россией в 1917 году.

Но даже на фоне этого погрома уничтожение возвышавшихся над центром города двух соборов и колокольни выглядит чудовищно.

На предыдущей странице представлен вид Костромы с Волги, на котором хорошо видна роль этого прекрасного ансамбля в облике города. 

На этой странице представлены фотографии, сделанные крупным планом, с близкого расстояния. К громадному сожалению, и от этих фотографий тоже сохранились только черно-белые копии, вклеенные в альбом.

 

 

 

 

Кострома. Успенский собор с берега. 1910

Репродукция №02460

Кострома. Успенский собор и вход в него. 1910

Репродукция №02461

 

 

 

Вход в Успенский собор. Кострома. 1910

Репродукция №02462

Вход в Успенский собор. 1910

Репродукция №02463

На правой верхней фотографии видны все основные сооружения ансамбля (а не только Успенский собор; название фотографии не вполне точное): справа Успенский собор, слева Богоявленский собор с колокольней, перед Успенским  собором Триумфальные ворота. Нет только двух домов соборного причта (сохранившихся до нашего времени); их можно увидеть на упоминавшемся виде Костромы с Волги в начале предыдущей страницы.

Соборы располагаются на том месте, где раньше был деревянный кремль (перенесенный сюда с другого места в 1416 году). Он сгорел при опустошительном пожаре Костромы в 1773 г. и больше не восстанавливался.

Первый каменный Успенский собор появился на этом месте еще до перенесения сюда кремля - в 1250 г., при князе Василии Ярославиче Квашне (брате Александра Невского). Собор, дошедший до XX века, был построен на старом месте в XVI в., затем перестраивался и принял свой окончательный вид в конце XVII в. Необычная особенность собора (появившаяся еще в здании 1250 г.) - то, что его алтарь обращен не на восток, а на север.

В 1773 г. Успенский собор пострадал от пожара. При восстановлении в 1775 - 1778 гг. главы собора получили новую форму, характерную для барокко. В 1776 г. к его углу была пристроена часовня-ротонда (граненой формы); купол этой часовни виден на правой верхней фотографии левее Триумфальных ворот.

Богоявленский собор и колокольня построены в 1776 - 1791 гг. на месте древнего Крестовоздвиженского монастыря, сгоревшего в 1773 г. Автор проекта - замечательный архитектор Степан Андреевич Воротилов - местный житель, архитектор-самоучка (но не дилетант!). (На предыдущей странице можно увидеть еще некоторые здания Воротилова, из которых наиболее интересны еще две колокольни: у церкви Христа Спасителя в Красных рядах и у церкви Воскресения на Дебре. Характерно, что и эти колокольни были уничтожены в 1930-х гг.; к настоящему времени они все же воссозданы. На той же странице (на первой фотографии) видны и построенные Воротиловым два дома соборного причта Успенского и Богоявленского соборов, сохранившиеся до нашего времени.)

Богоявленский собор очень красив. Но особенно прекрасна его колокольня. По моему убеждению, это одно из лучших произведений барокко в России (не исключая Санкт-Петербурга и Москвы).

Примерно к этому же времени относится ограда соборов. В ограде было трое ворот и одна калитка. Лучшие ворота - Триумфальные - главный вход на территорию соборов (они видны на трех фотографиях из четырех). Ворота были построены неизвестным архитектором, видимо, еще до пожара 1773 г. - в честь посещения Костромы Екатериной II в 1767 г. Они тоже оформлены в стиле барокко, но явно в наивных провинциальных формах.

Приведу старые описания зданий ансамбля [1]. Может быть, они хотя бы в малой степени компенсируют отсутствие цветных оригиналов фотографий.

Успенский собор (с. 124, 125):

"[...] вытянутые луковицы с перехватывающими их вверху шейками и венчающими их еще более удлиненными, почти конусообразными, главами—покрыты гладко (без ребер) большими листами меди и так изумительно (богато) позолочены, что блестящие в солнечный день, они не только не дают на них взглянуть, но распространяют ореол отраженного света над всем собором.

[...] Шейки всех пяти глав украшены арочками и покрыты живописью сочных желто-коричневых, вишневых и голубых тонов. Под навесом плоской крыши идет фриз из полуциркульных дуг (закомар); завершение четырех лопаток, расчленяющих стены храма на три части и также покрытых густо живописью - далеко не совершенного мастерства, дает, однако, вместе с раскрашенными главами общее богатое пятно, приятно выделяющееся па фоне белых гладких стен."

Колокольня (с. 138, 139):

"[...] Карниз первого яруса украшен богатыми позолоченными завитками рококо, далее, в разорванные фронтоны третьего яруса вставлен Глаз Божий с золотыми лучами. По углам каждого яруса - прелестные вазы, тоже позолоченные и с синими полосками. Вазы эти придают очень много фантастики всему облику колокольни, не раз дававшему повод к сличению ее с "индийскою" (!) пагодой. Переход к куполу заполнен часовым циферблатом, выкрашенным в оливковый тон с черною серединою и помещенным на ярко голубом  фоне вогнутой поверхности купола. Далее идет уширение его, снова перехват и, наконец, прелестное завершение высоким шпилем."

В 1913 г. (уже после того, как Прокудин-Горский сфотографировал эти храмы) в присутствии Николая II рядом с соборами был заложен грандиозный памятник 300-летию династии Романовых (как известно, именно в Костроме (в Ипатьевском монастыре) в 1613 г. был призван на царство Михаил Федорович - первый царь династии). Однако начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению этого замысла. Был возведен только пьедестал. (А может быть, я ошибаюсь, и памятник все же был доделан до конца?)

В 1928 г. на пустой пьедестал была поставлена громадная скульптура Ленина. Появился редкостный по уродству и по нелепости памятник: пьедестал сохранил черты церковной архитектуры, даже место для иконы в нем есть! (В 1982 г. обветшавшая бетонная статуя была заменена новой, металлической.) Впрочем, это уродство, видимо, еще не было столь вопиющим до тех пор, пока сохранялись соборы и колокольня.

Что касается соборов, то с 1922 г. в них обосновались обновленцы (раскольническое движение в церкви, отличавшееся полной и безоговорочной поддержкой советской власти). Но и это не спасло соборы. В 1929 г. они были закрыты. А в 1934 г. оба собора и колокольня были преступно уничтожены.

С тех пор на кремлевском холме - как бы в насмешку - одиноко возвышается уродливейший памятник Ленину. Видный издалека, он портит вид всего центра города.

 

Далее представлены копии фотографий предметов, хранившихся в Успенском соборе.

 

 

 

Чудотворная икона Феодоровской Божией Матери в Успенском соборе в Костроме. 1910

Репродукция №02464

Чудотворная икона Божией Матери Феодоровской в Успенском соборе в Костроме. 1910

Репродукция №02465

На обеих фотографиях представлена явно одна и та же икона в разном окружении. (Ср. [1], фотографию на с. 56; на с. 131 представлена та же икона в другом окладе, как следует из примечания на с. 375. На сайте [6] эта же икона представлена уже в третьем окладе.)

 

 

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери

Книжная иллюстрация [12, 13].

Скорее всего, эта иллюстрация сделана с того же негатива, что и одна из двух предыдущих фотографий (левая?). Но с полной уверенностью я не могу это утверждать.

О цветных фотографиях в [12]...

 

Феодоровская икона Божией Матери - главная святыня Костромы. Она написана не позже XIII в. (и тем самым представляет и очень большую художественную ценность). Первоначально она находилась в часовне близ Городца. В 1239 г. татаро-монголы разорили Городец, а икона исчезла. В середине XIII в. (по некоторым данным [6], 1263 г.) она явилась костромскому князю Василию Ярославичу Квашне.

Икона находилась в иконостасе Успенского собора, слева от Царских врат (как и положено иконе Богоматери). На фотографиях икона вынесена на воздух (вероятно, специально для фотографирования).

Икона Феодоровской Божией Матери, слава Богу, уцелела в советское время и, более того, никогда не покидала церковных стен. После закрытия Успенского собора она была перенесена в церковь Иоанна Златоуста, ставшую кафедральным собором (эта церковь не закрывалась и сохранилась до наших дней; на фотографиях Прокудина-Горского церковь Иоанна Златоуста, расположенная довольно далеко от Волги, не видна). Потом она была перенесена в церковь Воскресения на Дебре. С 1991 года икона находится во вновь открытом и ставшим кафедральным Богоявленском соборе.

 

 

 

Икона Федоровской Божией Матери, пожертвованная Михаилом Федоровичем Романовым.

Находится над южными вратами Успенского собора. 1910

Репродукция №02466

С чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери было сделано несколько списков. В [1] говорится, по меньшей мере, о четырех списках, находившихся в Костроме. Одна из икон была в Ипатьевском монастыре (по преданию, этой иконой инокиня Марфа благословила на царство Михаила Романова; ее фотографии см. на другой странице), еще одна - в церкви Богоотец Иоакима и Анны (эта церковь 1769 г. уничтожена в 1930-х гг.; на фотографиях Прокудина-Горского ее не видно). И целых два списка находились в самом Успенском соборе. На фотографии представлен один из них - малая Феодоровская икона. Эта икона тоже была в иконостасе над одними из боковых врат (согласно [1], не над южными, а над северными; я склонен больше верить этому источнику, так как у Прокудина-Горского часто встречаются ошибки в определении стран света; с другой стороны, и это указание может быть ошибочно: как уже было сказано, алтарь Успенского собора был обращен не на восток, а на север). У иконы - серебряный оклад с цатой, украшенной жемчугом.

Какова судьба этой иконы после революции, мне неизвестно. К сожалению, я ничего не знаю и о судьбе предметов, изображенных на следующих фотографиях.

 

 

 

Драгоценная цата с иконы Федоровской Божией Матери. Хранится в ризнице Успенского собора в Костроме. 1910

Репродукция №02467

 

 

 

Рясны. Хранятся в ризнице Успенского собора в Костроме. 1910

Репродукция №02468

Возможно, это подвески к чудотворной иконе, подаренные Михаилом Федоровичем [1].

 

 

 

Чаша. Хранится в ризнице Успенского собора. 1910

Репродукция №02469

 

 

 

 

КОСТРОМА: начало

 

 

 

Предыдущая страница      Следующая страница

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.