Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мурманская железная дорога

 

Начало раздела

 

ФОТОГРАФИИ БАРАКОВ

Страница переработана 9 ноября 2011 г.

 

Страница  1  2

 

При строительстве Мунманской железной дороги использовался труд не только вольнонаемных рабочих, но и военнопленных.

На этих двух страницах представлены пять фотографий, которые считаются фотографиями бараков военнопленных.

Но при внимательном рассмотрении оказывается, что на самом деле бараки военнопленных несомненно изображены только на двух из них. 

Рассмотрим эти две фотографии.

 

 

 

Военнопленные австрийцы у барака. 1916

Репродукция №20279; метка "67". Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

Судя по метке на негативе, фотография сделана в ,Кондопоге или Илемсельге (характерно, что оба названия нигде в альбоме не упоминаются; по официальной версии,.это "Каннесемга" и "Шайдома").

Бараки такого же типа (с крышей вместо стен) видны на сделанной в Кондопоге фотографии карьера.

 

По данным [3], в 1916 г. такие бараки запретили из-за их антисанитарии и стали строить бараки нового типа. Вероятно, такой барак нового типа и изображен на следующей фотографии.

 

 

 

Тип барака для военнопленных. 1916

Репродукция №20315; метка "108".  Оригинал

Снимок сделан в том же месте, что и фотография 20316 (в Майгубе?). (Замечено участником форума сайта "Храмы России", выступающим под именем DMITRY [].)

Этот барак выглядит значительно более добротно, чем предыдущий. У левого торца здания на лестнице стоит большая группа военнопленных в австрийской форме. (Она значительно лучше видна на крупном изображении, которое здесь пока не представлено. Подробный разбор данной фотографии сделал DMITRY [].)

 

 

А теперь рассмотрим еще одну фотографию.

 

[Бараки по Мурманской железной дороге]. 1916

Репродукция №20296; метка "86".  Оригинал  Крупное изображение

Эта фотография названа "Бараки для военнопленных по Мурманской железной дороге". Она (опять если судить по метке) сделана где-то на отрезке пути от Кяппесельги до Медвежьей Горы. (А в альбоме черно-белая копия помещена в самом конце - это один из снимков, о которых сначала забыли и вклеили только задним числом.)

А теперь посмотрим, кто же в них жил. Конечно, это не групповой портрет (как предыдущая фотография), но на крупном изображении все же можно разглядеть обитателей бараков. (На эти детали обратил внимание участник форума сайта "Храмы России" [], выступающий под именем Слава.)

Фрагменты крупного изображения настолько интересны, что я позволю себе не просто сослаться на это изображение, а привести здесь непосредственно сами фрагменты. (Это  особенно важно для тех, у кого качество интернета недостаточно хорошее, чтобы рассматривать крупное изображение целиком.)

 

 

Первый фрагмент:

 

На первый взгляд, ничего особенного. Двое мужчин на заднем плане могут сойти за военнопленных. Русский военный может служить в охране.

Но что здесь делает женщина?! (Или военнопленных еще и обслуживали горничные? Что-то не верится.) Да и почему у военного нет оружия? А больше никакой охраны не видно.

 

 

Но особенно интересен следующий фрагмент:

 

Изображенные здесь люди двигались (а не позировали, как в первом фрагменте) и поэтому изображены не очень четко. Покажу тот же фрагмент отдельно по цветовым каналам:

 

 

 

Начало съемки

(синий канал)

Продолжение съемки

(зеленый канал)

Окончание съемки

(красный канал)

Около барака стоят два мальчика. Потом из двери появляется женщина. Похоже, что это мать одного из них; она зовет сына, и он идет домой, в барак.

Ну и как? Хороши "военнопленные"?

Совершенно ясно, что сфотографированы совсем другие бараки - те, в которых жили рабочие-строители. Прокудин-Горский допустил поразительную ошибку.

Самое удивительное, что авторскому названию "Бараки для военнопленных по Мурманской железной дороге" до сих пор верят. (И я верил, пока Слава не обратил внимание на детали фотографии.)

 

 

 

Страница  1  2

 

 

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.