Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мариинская водная система

 

Начало раздела

 

ШЕКСНА (продолжение)

Начало

 

ЛЕУШИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Страница  1  2  3

 

Теперь познакомимся с постройками, расположенными за пределами монастырской ограды.

При Леушинском монастыре было два скита. Вдоль дорог, ведущих в скиты, были поставлены скамейки [3, с. 245].

Один из скитов - Успенский, с деревянной Успенской церковью - находился к югу от монастыря, на монастырском кладбище (см. план):

 

 

Успенский скит. 1909

Репродукция №21077.

Оригинал  Крупное изображение

Кладбище при Успенском ските. 1909

Репродукция №20999.

Оригинал  Крупное изображение

 

Успенский ("Савинский") скит располагался в полутора верстах к юго-западу от монастыря. Он был основан в 1887 г. при монастырском кладбище, перенесенном на новое место. Сначала здесь была построена часовня с шестью небольшими кельями. В 1890 - 1891 гг. к часовне был пристроен алтарь (на средства старицы Екатерины Федоровны Харюковой - схимонахини, проживавшей в скиту). Позже, в 1914 г. с западной стороны скита была построена каменная надвратная колокольня (единственное каменное сооружение скита), а в 1916 г. с восточной стороны - часовня св. Александра Невского; к сожалению, изображения этих двух зданий мне неизвестны. [8]
Судя по расположению трехгранного алтарного выступа (справа) и колокольни (слева), левый снимок сделан с юга, т.е. со стороны противоположной монастырю.


Второй скит - скит Иоанна Богослова, известный также под названиями "Пустынька" и "Крестик". Он находился в одной версте к югу от монастыря (на плане не показан):
 

 

 

Скит Иоанна Богослова "Крестик". 1909

Репродукция №20995. Оригинал  Крупное изображение

 

Справа за сосной едва виднеется маленькая главка с крестом.

 

Основателем скита можно назвать св. Иоанна Кронштадтского. В книге игумении Таисии "Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским" [3] есть целая глава под названием "Малый скит "Пустынька" или "Крестик" с церковью во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова". Приведу некоторые отрывки из этой главы:

 

"Название "Пустынька" или "Крестик" носит небольшой скиток с церковью святого Апостола Иоанна Богослова. Второе наименование его "Крестик" может показаться несоответствующим названию скита; но и самое происхождение его несколько необычное и тесно связано с именем досточтимого пастыря, о. протоиерея Иоанна Кронштадтского, для которого это было излюбленное местечко.

В 1892 году, на обратном пути с родины, он посетил нашу обитель 15 июня. [...] Между прочим, я предложила Батюшке покататься по полям и лесам монастырским и благословить их, на что он охотно согласился. [...] Долго ехали мы по лесу [...]

Мы [...] вышли, и Батюшка сказал мне: "Поищем пока мы с тобой землянички". На это я ответила: "Какая земляничка, Батюшка, в такую пору! У нас она на Петров день редко поспевает, да еще в такой глуши: тут только сосны да мох". Батюшка ничего не ответил, а сам наклонился, как бы ища чего на земле. Через несколько минут монахиня, повернув лошадь, подъехала к этому месту, а Батюшка подходил ко мне с букетиком сорванной со стебельками земляники и, подавая его, улыбаясь сказал: "Вот я и ягодок принес". [Может быть, это был маленький розыгрыш? - С.П.] Я и глазам своим не верила и, обратясь к монахине, сказала: "Надо заметить это место. Неужели здесь так рано поспевает земляника?" Монахиня тоже выразила сомнение. Впрочем, место мы заметили, и я решила, как только придем в монастырь, послать сюда сестер поискать земляники, что и было исполнено. Но конечно, никакой земляники по раннему времени и по характеру грунта земли не могли здесь найти. Тем не менее место это стало предметом всеобщего внимания, даже все приходящие считали как бы обязанностью побывать на нем, что и заставило вместо вбитого колышка поставить крест. Отсюда и ведет свое начало наименование этого скита "Крестик", так как вошло в употребление говорить: "были у крестика", "пойдем ко крестику".
Перед этим крестиком нередко читались акафисты и каноны, особенно людьми, имевшими какую-либо скорбь, которые потом заявляли, что, помолившись там, находили облегчение. [...]

Это обстоятельство вынудило меня обратиться к бывшему тогда архиепископу Новгородскому Феогносту с просьбою разрешить поставить маленькую часовенку с кельей не для жительства там кого-либо, а часовню - для случайных посетителей, келью же - в качестве места отдыха для меня, утружденной начальственною суетой, где бы я могла предаться молитвенному средоточию и безмолвию среди лесной тишины. В 1893 году, к приезду отца Иоанна, были уже готовы часовня с кельей, куда досточтимый пастырь и уединялся для своих молитвенных подвигов, проводя иногда здесь большую часть дня.

В 1898 году архиепископ Феогност, обозревая Леушинскую обитель, посетил и эту часовенку. Вошед в келью, чуждую всякого даже скромного убранства, он сел в ней на простую деревянную скамью [...] Посидев несколько, он вдруг стал планировать: "Вот бы эти два окна превратить в арку, да пристроить маленький алтарек - вот бы и церковка была, блаженство-то какое!" [...]

Это было в мае месяце. [...]

В том же году стали запасать лес и весь нужный материал для пристройки алтаря и других приспособлений, необходимых для церкви. Так как дело было несложное, пристройка небольшая, то к следующему июлю месяцу, ко времени прибытия отца Иоанна, храм был уже готов и с благословения архиепископа освящен отцом Иоанном во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Одна близкая моя знакомая, институтская подруга, Елизавета Пасмурова поусердствовала сделать мраморный престол. Она же, равно и другие знакомые и благодетели доставили для храма всю нужную утварь, так что ничем не пришлось обременять монастырь, равно как и на все расходы по пристройке не пришлось тратить монастырские средства, так как петербургская купчиха У. Сорокина пожертвовала на этот предмет 500 рублей.
По сие время «Пустынька» эта составляет излюбленное местечко всей обители и ее богомольцев, а теперь, со времени кончины отца Иоанна, она сделается еще дороже и приятнее для всех ценивших этого великого и незабвенного пастыря. Церковь в ней маленькая, смежная с такою же небольшою комнатой, где стоят богомольцы в зимнее время, а летом они размещаются вокруг ее на открытом воздухе, где при открытых окнах прекрасно слышно все Богослужение. Колокольни нет, да не имеется и колоколов, кроме одного 6-фунтового, за неимением средств.

Находится она с южной стороны от монастыря, на расстоянии около одной версты.

Туда теперь проложена прекрасная дорога."

 

В другом месте той же книги [3, с. 237] дано несколько более подробное описание скита:

 

"[...] место, огражденное здесь деревянным забором (скиток "Пустынька"), представляет собою ровный квадрат, посредине которого расположен одноэтажный деревянный дом, на восточной половине коего - храм во имя святого Апостола Иоанна Богослова. С этой стороны от ограды до храма - кельи сестер, а по ту сторону церковного домика - садик с аллеями, где и любил всегда прохаживаться отец Иоанн, совершая свои тайные молитвы."

 

Итак, в 1892 - 1893 гг. на этом месте была построена деревянная часовня с кельей, в 1898 - 1899 гг. к келье пристроена церковь св. Иоанна Богослова, а со временем появились и кельи сестер, и садик.

 

Вид внутри церкви скита:

 

 

Запрестольный образ в церкви Иоанна Богослова. 1909

Репродукция №20998. Оригинал  Крупное изображение

 

Запрестольный образ сделан в виде витража - весьма редкий случай в Русской Православной церкви. (Почему-то в книге [3], вышедшей как раз в 1909 г., игумения Таисия ничего не сказала об этом витраже. (Может быть, его установили совсем незадолго до приезда Прокудина-Горского?)

Надписи сделаны почему-то не на церковно-славянском, а на греческом языке. (Может быть, витраж изготовлен за границей?) Но, вероятно, все мы немного знаем греческие буквы (хотя бы по математическим формулам) и можем эти надписи понять. Стоит апостол Иоан Богослов (по-гречески "Иоаннис Теологос"), сидит апостол Прохор. Изображен момент рождения книги Евангелия "Откровение Иоанна Богослова" (Апокалипсис). Прохор (ученик Иоанна, апостол от 70-ти) записывает Откровение со слов Иоанна.

Интересный и, кажется, очень редкий сюжет (я больше нигде подобных изображений не видел). И очень красивые, чистые, яркие цвета.

Резкость наведена на витраж, и всё остальное виднеется довольно смутно, за исключением стоящего перед витражом семисвечника. Судя по неясному изображению каких-то вертикалей по обеим сторонам на переднем плане, снимок сделан, вероятно, через врата иконостаса - скорее всего, левые боковые.

 

 

К востоку от монастыря (см. план) стояла деревянная церковь Иоанна Предтечи. Эта кладбищенская церковь, приписанная к монастырю и давшая ему название, осталась за монастырской оградой и была приходской церковью деревни Леушино:

 

 

Церковь Иоанна Предтечи. 1909

Репродукция №21003. Оригинал  Крупное изображение

 

Как уже сказано в начале на первой странице, церковь была построена в 1860 - 1862 гг. стараниями помещиков Каргопольцевых. Скромный, довольно приятный храм.

Сначала церковь была приписана к церкви в селе Досифеева пустынь, расположенном в 12 верстах от Леушина, и притом по плохой дороге. Это создавало неудобства для богослужений. В 1864 г. к церкви был определен самостоятельный причт - священник и псаломщик. С 1876 года церковь вновь стала приписной - она была передана в ведение Леушинской общины, а затем Леушинского монастыря. [1, с. 17-18, 37].

Заметим, что в России (кроме Севера) селом называли селение с церковью, а деревней - селение без церкви. Но было и исключение: если церковь была приписная, то селение все-таки называли деревней. Как мы видим, церковь Иоанна Предтечи в точение 14 лет ее истории имела самостоятельный причт, а затем более 40 лет была приписной. Очевидно, в связи с этим Леушино называли деревней, а не селом - во всяком случае, в конце XIX - начале XX века.

 

Вскоре после постройки церкви Иоанна Предтечи гатчинский купец Гавриил Медведев, уроженец этих мест пожертвовал ей икону Богоматери, ставшую одной из главных святынь монастыря. С этой иконы были сделаны списки, один из которых был сделан для св. Иоанна Кронштадтского; на нем по благословению игумении Таисии была сделана надпись : "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Под этим названием и известна сейчас такая икона. Сохранились только списки, судьба оригинала неизвестна. Подробно см. [4] (правда, удивляет то, что икона "Аз есмь с вами и никтоже на вы" отождествляется c иконой Похвалы Божией Матери - храмовой иконой собора; на самом деле та икона была совсем другой).

 

 

И еще одна фотография:

 

 

Деревня Леушино. 1909

Репродукция №21078. Оригинал  Крупное изображение

 

На переднем плане поля, а вдали, за лесом виден Леушинский монастырь.

Выбор именно такого мотива для пейзажа не случаен. Так же, как и "Монастырский сенокос", эта фотография навеяна воспоминаниями игумении Таисии о недавно умершем Иоанне Кронштадтском. Вот что она пишет в книге "Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским" [3, с. 256, 257]:

 

"Не могу умолчать о времени пребывания этого праведника у нас в обители в минувшем 1908 году. Это было уже последнее его посещение. Он был уже очень слаб, почти ничего не мог кушать, мало разговаривал, все больше читал, уединялся, но служил ежедневно в соборном храме, который он всегда так хвалил и о котором говорил неоднократно, что ему легко в нем служить, о чем я уже упоминала. Пробыл он у нас в обители 9 дней, и в день отъезда спросил меня: "Сколько дней я пробыл у вас, матушка?" Когда я ответила, то он продолжал: "Девятины справил по себе, уже больше не бывать мне у тебя. Спасибо тебе, спасибо за все твое усердие, за любовь, за все!" Сестры провожали его, как и обычно, с пением и со слезами, - всем было ясно, что бесценный светильник догорает. Когда мы с ним выехали из обители и, миновав деревню Леушино, свернули налево в поля, Батюшка стал все оборачиваться назад и глядел на обитель. Предполагая, что он забыл что-нибудь или хочет сказать едущим позади нас, я спросила его об этом, но он отвечал: "Любуюсь еще раз на твою обитель: тихая, святая обитель! Да хранит ее Господь; поистине с вами Бог!" Теперь эти чудные, отрадные слова служат нам великим, высоким утешением."

 

На этом мы закончим нашу прогулку по не существующему ныне монастырю.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии. СПб, 1890. http://www.knigafund.ru/books/124006

 

2. Игумения Таисия Леушинская. Келейные записки. Автобиография. Издательство "Леушинское подворье", СПб, 2004. [Комментарии и послесловие - протоиерей Геннадий Беловолов.]

 

3. Игумения Таисия (Солопова). Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. В кн.: Игумения Таисия (Солопова). Автобиографические записки.  Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. М., "Отчий дом", 2006

 

4. Леушино. Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге и Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. http://leushino.ru/

 

5. Н.А.Яковлев. Михаил Щурупов. СПб, "Белое и черное", 2001

 

6. Игумения Таисия Леушинская. Духовные стихотворения. Издательство "Леушинское подворье", СПб, 2004

 

7. О.В.Снытко. История Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в документах Новгородского исторического архива. http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-leushinskogo-ioanno-predtechenskogo-monastyrya-v-dokumentah-novgorodskogo-istoricheskogo-arhiva

 

8. Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь. Сайт возрождающейся обители. http://leushino.cerkov.ru/. История монастыря. http://leushino.cerkov.ru/istoriya/ 

 

 

 

МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА: начало

 

ШЕКСНА: начало

 

ЛЕУШИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: страница  1  2  3

 

 

Предыдущая страница        Следующая страница

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.