Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мариинская водная система

 

Начало раздела

 

ШЕКСНА (продолжение)

Начало

 

ЛЕУШИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Страница  1  2  3

 

Первая редакция данного раздела была опубликована в 2008 г., затем дополнена в 2010 г. Теперь я помещаю новую редакцию, представляющую собой сокращенный вариант страницы о Леушинском монастыре, помещенной на моем втором сайте, http://photoprogulki.narod.ru/leushino1.htm .

 

Первая редакция 1 мая 2015 г.

Последнее обновление 17 мая 2016 г.

 

В коллекции библиотеки Конгресса США есть 16 фотографий, на которых запечатлен Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь

Монастырь располагался в пойме реки Шексны, ниже Череповца. В конце XIX - начале XX века он был одним из самых больших и самых почитаемых женских монастырей России, наряду с женскими монастырями в Дивеево и Шамордино.

В отличие от двух других названных женских монастырей, которые теперь возрождаются в старых зданиях, уцелевших в советское время, Леушинский монастырь погиб. В 1941 - 1947 гг. он был затоплен Рыбинским водохранилищем.

Деревня Леушино располагалась в углу Новгородской губернии, на стыке с тремя соседними губерниями - Вологодской, Ярославской и Тверской. (В наше время ближе всего к затопленному Леушину село Мякса на берегу Рыбинского водохранилища.) Это были глухие места. До ближайшего села было 12 верст по очень плохой дороге, доступной только летом; была еще 8-верстная пешая дорожка через болото. (А из "внешнего" мира сюда добирались по Шексне.)

В 1847 г. имение купили помещики Каргопольцевы - инженер-подпоручик Николай Николаевич Каргопольцев с семьей и его мать - Глафира Васильевна Каргопольцева. По желанию матери, стараниями их обоих (мать собирала средства, а сын организовывал строительство) удалось построить в Леушине храм. Строительство деревянной церкви св. Иоанна Предтечи началось в 1860 г., а в 1862 г. она была освящена.

Затем Каргопольцевы фактически разорились (как это ни жаль, в первую очередь из-за постройки храма) и решили продать усадьбу. В 1869 г. они покинули Леушино. Усадьба к этому времени еще не была продана. Продажа состоялась только в 1872 г. Землю купил петербургский купец И.М. Максимов для устройства здесь женской православной общины - купил после настоятельных уговоров монахини Сергии (в миру Анастасии Серединой, уроженки одного из окрестных сел) и жены купца. В 1875 г. была официально учреждена Леушинская женская община (пока не монастырь), ее настоятельницей стала Сергия.

К сожалению, начало истории общины связано с неурядицами, интригами. До официального учреждения общины земля находилась в полном распоряжении Максимова, и он привык относиться к общине как к своей собственности, диктовал свои порядки. Первых двух настоятельниц - Сергию и сменившую ее в 1877 г. Леонтию (Марию Александровну Коврову) - Максимов и поддерживавшая его часть монахинь выжили из общины. Впору было неудавшуюся общину закрывать.

Но все же была сделана последняя попытка привести дела в общине в порядок. Настоятельницей была назначена Таисия - монахиня Званского Знаменского монастыря (в Новгородской губернии), до этого не имевшая опыта подобной работы.

Таисии удалось, наконец, навести порядок (это стоило ей здоровья: после клеветнического доноса на нее она заболела нервной болезнью, продолжавшейся два месяца). В 1885 г. община официально получила статус Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Вскоре Леушинский монастырь стал одним из самых известных и процветающих монастырей России.

 

Игумения монастыря Таисия (Мария Васильевна Солопова) - замечательная подвижница, очень много сделавшая не только для своего монастыря. Ее трудами были устроены новые и возобновлены ранее существовавшие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине св. Иоанна Кронштадского (духовного отца Таисии), Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны [4].
Игумения Таисия обладала и литературным даром. Известны ее духовные стихи [6], глубокие по содержанию (что искупает их некоторое техническое несовершенство). (Любопытно, что по материнской линии она состояла в родстве с А.С.Пушкиным . Иоанн Кронштадтский называл Таисию "правнучкой Пушкина"; это нельзя понимать буквально: по возрасту она не могла быть даже внучной великого поэта.) Известны также ее прозаические работы - воспоминания: "Келейные записки" [2] (не предназначавшиеся для печати и изданные только после ее смерти; другие названия: "Автобиографические записки" [3], "Записки игумении Таисии"); "Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским" (1909) [3]. Предположительно ее же перу принадлежит "Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии" (1890) [1], опубликованное без имени автора. Помимо прочего, эти три работы представляют интерес и как источники сведений по истории Леушинского монастыря.

 

 

Монастырь связан и с именем знаменитого церковного деятеля св. Иоанна Кронштадтского. В первый раз он посетил Леушинский монастырь в 1891 г., по пути на родину, в село Сура, и с тех пор бывал в монастыре каждое лето; последний раз он приехал в Леушино незадолго до смерти, в 1908 году. Отец Иоанн освящал закладку зимнего Троицкого собора, по его благословению устроены подворья Леушинского монастыря в Рыбинске и в Петербурге. Игумения Таисия глубоко почитала Иоанна, считала себя его духовной дочерью. Ею написана уже названная книга "Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским", выпущенная вскоре после его смерти, в 1909 году.

 

 

Игумения Таисия не дожила до октябрьского переворота, она умерла в 1915 г. Следующей игуменией стала Агния (Благовещенская), бывшая казначея Леушинского монастыря (в советское время несколько раз подвергалась арестам и ссылкам; расстреляна в январе 1938 г.[7]).

 

После октябрьского переворота Леушинский монастырь подвергался притеснениям со стороны властей, но все же некоторое время продолжал действовать. В 1931 г. он был закрыт. В 1941 - 1947 гг. здания монастыря были затоплены Рыбинским водохранилищем. Судя по фотографии, помещенной в начале этой страницы справа, в 1950-х гг. над водой еще возвышались колокольня, остатки собора Похвалы Божией Матери и, видимо, сводов Троицкого собора. Позже и эти строения исчезли - не знаю, как именно: то ли обрушились сами, то ли были взорваны.

 

В "Келейных записках" [ 2, с. 160, 161] игумения Таисия описала сон, виденный ею накануне назначения настоятельницей Леушинской общины. Я приведу этот отрывок полностью. Жирным шрифтом выделяю то место, которое, которое можно расценить как настоящее пророчество о будущем затоплении монастыря:

 

"В конце февраля месяца 1881 года видится мне следующий сон. Иду я где-то и подхожу к ржаному полю; рожь так высока, густа и хороша, что на редкость, а мне предстоит все это поле пройти, именно рожью, так как дороги никакой нет, а идти я должна. Жаль было мне топтать такую роскошную на вид рожь, но, уступая необходимости, я пошла. Тут я стала замечать, что колосья ржи хотя и большие, но почти пустые, они перезрели, и зерно вытекло; я подумала с удивлением: "Какой же это хозяин настолько беспечный, что сам себя лишает такой драгоценности, не выжав своевременно?" Хотя и никого не было видно нигде, даже на далеком расстоянии, но мне кто-то (невидимый) ответил на мои мысли: «Тебе предназначено выжать все это поле». Это ужаснуло меня: как, подумала я, могу я выжать все поле, когда я и вовсе не умею жать? Между тем, с этими размышлениями, я проходила этой рожью все дальше и, наконец, дошла до конца его: раздвинув последнюю долю ржи, остававшуюся передо мной, руками, я увидела, что поле уже кончилось, и тут же, сряду, начинается огромное пространство воды, которому и конца не видно; но я почему-то знала, что это вода наливная, а не самобытная, что тут - луг, сенокос, затопленный временно, и что поэтому, имея под ногами твердую почву, идти этой водой безопасно, и я пошла; между тем оказалось довольно глубоко, чем дальше, тем глубже, и я стала бояться утонуть, так как плавать не умею, а вода покрывала меня по шею. Вдруг сверху, как бы с неба упал прямо мне в руку (правую) настоятельский посох, и тот же голос, который говорил мне о ржи, снова сказал при падении посоха: "Опирайся на него, — не потонешь". Действительно, с помощью этого посоха, я шла далее водой, и наконец вода стала мелеть, скоро показался луг зеленый, и невдалеке белокаменная ограда, в которой виднелись храмы и корпуса, то есть монастырь. Из храма выходил крестный ход, направлявшийся в те ворота, к которым подходила и я, опираясь на посох. Почти в самых воротах мы встретились, певчие запели входное "Достойно есть" и крестный ход вместе со мной направился обратно к храму. Этим сновидение кончилось."

 

С 1999 года ежегодно в ночь на 7 июля - день Рождества Иоанна Предтечи - на берегу Рыбинского водохранилища, в селе Мякса, напротив места затопления проводятся молитвенные стояния, устраиваемые санкт-петербургским Леушинским подворьем. А в начале XXI в. началось возрождение монастыря на новом месте - на берегу Рыбинского водохранилища, в селе Мякса [8].

 

Выражаю благодарность посетителю сайта Владимиру Владимировичу Артемьеву, приславшему мне старинный "Вид Леушинского монастыря Череповецкого уезда Новгородской губернии" с указанием его строений.

 

 

 

Один из последних снимков Леушинского монастыря. 1950-е гг.

С открытки, продающейся Леушинским подворьем в Санкт-Петербурге (куплена в 2006 г.).

Снимок находился в архиве Дарвинского Государственного заповедника, затем передан в храм св. Иоанна Богослова Леушинского подворья

 

 

 

Совершим воображаемую прогулку по не существующему теперь монастырю.

 

В Леушино ехали на пароходе из Рыбинска или Череповца по Шексне до монастырской пристани Борки. От пристани до монастыря было 10 верст! Для отдельных высоких гостей (для Иоанна Кронштадтского или, например, для Прокудина-Горского) монастырь мог и выделить экипаж, но простым богомольцам приходилось проходить этот путь пешком. [3, с. 248]. Дорога шла лесом [3, с. 222]. Наконец, после долгого, утомительного пути впереди показывались ворота, отмечающие въезд во владения монастыря:

 

 

Въезд в пределы Леушинского женского монастыря. 1909

Репродукция №21720. Оригинал  Крупное изображение

 

А скоро уже виден вдали и сам монастырь:

 

 

Монастырский сенокос. 1909

Репродукция №20224. Оригинал  Крупное изображение

 

Слева на заднем плане - Леушинский монастырь. Видны основные здания монастыря: колокольня, Троицкий собор и собор Похвалы Богоматери.

Прежде чем продолжать путь, замечу, что такой выбор сюжета - постановочный снимок сенокоса - не случайный. Сравним с отрывком из книги игумении Таисии Леушинской "Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским" [3, с. 243, 244]:

"Если случалось, что Батюшка приезжал к нам во время сенокоса, то мы с ним ездили и на покос к сестрам, всегда приноравливая к тому времени, когда они там пьют чай. Вот радость-то сестрам! Подъезжаем, бывало, и издали уже виднеются черные фигуры в белых фартуках и белых платочках. Поодаль дымятся и самоварчики; тут же на траве разостлана большая простая деревенская (бранная) скатерть, пригнетенная по краям камушками, чтобы не поднимало ее ветром; на ней около сотни чашек чайных, сахар; подле стоят мешки с кренделями (баранками). Как только подъедет Батюшка, певчие сестры грянут любимый Батюшкин задостойник: "Радуйся, Царице". Батюшка идет к приготовленному для него столику, но иногда прежде погуляет по покосу, посидит на сене, побеседует с сенокосницами и затем начинается чаепитие. Все собираются к кипящим кубам и самоварчикам, садятся на траву, и Батюшка сам раздает им из мешка баранки, многим дает чай из своего стакана и вообще старается всех утешить. Когда он уезжает с покоса, все бегут провожать его, певчие поют ему «Многолетие», пока экипаж не скроется из вида."

Далее мы увидим, по меньшей мере, еще один снимок Прокудина-Горского, перекликающийся с книгой игумении Таисии. Совершенно ясно, что игумения сопровождала Прокудина-Горского и подсказывала ему (хотя бы иногда) сюжеты для фотографий.

Заметим также, что Прокудин-Горский был в Леушинском монастыре в конце лета 1909 года - меньше, чем через год после кончины Иоанна Кронштадтского (20 декабря1908 / 2 января1909), когда память о нем была еще очень свежа.

 

Теперь рассмотрим различные здания монастыря.

Одним из самых старых зданий в монастыре был настоятельский корпус. Он был построен между 1877 и 1880 г. настоятельницей Леонтией (Ковровой) [1, с. 37].

Восточная половина корпуса занята церковью Спаса Нерукотворного, освященной в 1880 г. В постройке отчасти приняли участие и Максимовы, заказавшие в Санкт-Петербурге все иконы для иконостаса. [1, с. 38]. Над корпусом возвышался купол церкви (см. фотографию справа, а также изображение здания на плане).

Строительство церкви Спаса Нерукотворного было важным событием для общины. Примерно в это же время началось строительство монастырской ограды. При этом приписанная к общине церковь Иоанна Предтечи осталась за пределами ограды, и в течение 11 лет (до окончания постройки собора Похвалы Божией Матери) церковь Спаса Нерукотворного оставалась единственным действующим храмом на территории общины, а затем монастыря.

После назначения игумении Таисии церковь стала моленным храмом настоятельницы и соединялся внутренним переходом с настоятельскими покоями.

Вот как выглядел настоятельский корпус в 1909 году:

 

 

Игуменский корпус. 1909

Репродукция №20997. Оригинал  Крупное изображение

 

Эта фотография производит несколько странное впечатление. Куда делся купол?!

К сожалению, мне неизвестно, когда и по какой причине он был уничтожен. Как бы то ни было, церковь по-прежнему оставалась в здании: если приглядеться, можно увидеть слева над крышей крест, который (как видно из фотографии справа) находится над алтарем.

У входа стоит монахиня. Но это не Таисия: ей в 1909 г. исполнилось 67 лет, а эта монахиня значительно моложе (что видно на крупном изображении).

При внимательном рассмотрении фотографии (лучше - крупного изображения) обращает на себя внимание деталь, которая, кажется, говорит кое-что о характере Таисии - не только игумении, но и поэтессы: почти во всех окнах на обоих этажах - множество цветов. Вот фрагмент фотографии, на котором это хорошо видно:

 

 

 

А вот и портрет самой игумении - тоже в окружении цветов:

 

 

Игуменья мать Таисия на веранде. 1909

Репродукция №20996. Оригинал  Крупное изображение

 

 

Где именно сделана эта фотография? Думаю, что, скорее всего, это тот же настоятельский корпус с противоположной, южной стороны, обращенной у монастырскому саду (см. также план монастыря). Об этом, кажется, говорит и отделка верхней части стены - такая же, как на северном фасаде настоятельского корпуса. К сожалению, я не видел изображений корпуса с этой стороны.

 

Отдельно фрагмент этой фотографии (крупного изображения) - собственно портрет Таисии Леушинской:

 

 

 

Интересный портрет. Гораздо чаще можно увидеть портреты Таисии Леушинской в более молодом возрасте.

 

 

 

 

Настоятельский корпус Леушинского монастыря. Снимок нач. XX в. [1, с. 185]

 

 

В 1886 году игумения Таисия принялась за подготовку к строительству главного храма монастыря - собора Похвалы Божией Матери. Вот что она написала об этом в "Келейных записках" [2, с. 190, 191]:

"Подкрепившись верой и надеждой на помощь Царицы Небесной, я как-то смело, даже больше чем смело, приступала к постройке храма. По смете архитектора он должен был стоить около 180 000 р. с., если не более; а у меня к началу дела было лишь 240 рублей и горсть материалов, составлявших лишь сотую долю требуемых. Бог Один видел и знал, как металась и страдала душа моя, но, видя необходимость постройки и не предвидя ни откуда и в дальнейшем помощи, я решилась приступить к делу, хотя бы мне пришлось на нем и душу положить, то есть убить окончательно и силы, и здоровье, которое, как я всегда думала, для того и дано нам, чтобы мы трудились во славу имени Божия и в пользу ближним. Все равно, думаю я, ранее или позднее, а здоровье изменит, и жизнь угаснет; так лучше положить их в деле Божием, чем так, наблюдая свой покой.

Но Господу угодно было совершить чрез меня грешную великое Свое дело: храм стотысячный, храм великолепный, выстроился в три года, и окончился в удивление всем и, тем более, в мое собственное удивление. Правда, каждая кирпичинка добыта моими слезами и самоличными многотрудными сборами, как и сборами чрез сестер; но и слава Богу за это все, благословил Он нам потрудиться ради имени Его Святого, но Сам и увенчал труды наши успехом. Скажу еще к большей ясности дела: тысячи одной не получила я нигде целиком, да и сотен весьма немного; а все больше мелкие "вдовичьи усердные лепты"; на них-то и выстроился стотысячный храм."

Собор был построен в короткий срок - за четыре года (с 1887 по 1891).

Проект собора составил в 1885-1886 гг. М.А.Щурупов - выдающийся русский архитектор второй половины XIX века, своеобразный представитель эклектики. (За границей сохранились построенные им монументальные храмы: в Греции - грандиозный собор Андреевского скита на Афоне, в Японии - православный собор в Токио (немного переделанный после землетрясения 1923 г.). А на родине, в России наиболее значительные его храмы погибли после октябрьского переворота - нет Борисоглебской церкви в Петербурге (взорванной всего лишь за десять лет до начала "перестройки" - в 1975 году!), нет и собора Леушинского монастыря.)

 

Летний собор в Леушинском монастыре. 1909

Репродукция №21000. Оригинал  Крупное изображение

Собор снят с юго-востока. Это был огромный, величественный пятиглавый храм; здесь, в глуши он выглядел, вероятно, особенно грандиозно. Как и обычно в храмах Щурупова, архитектура весьма нестандартна, довольно сильно отличается от того, что было общепринято в эти годы. В облике храма почти нет черт "русского стиля" - о нем напоминают только килевидные формы завершений наличников и аттиков, - а в целом преобладают мотивы европейских исторических стилей - романского стиля и ренессанса. Кирпичные фасады "по-монашески" аскетичны - что тоже противоречит общепринятой практике богатого украшения фасадов (подобная строгость вообще характерна для многих храмов этого архитектора).

 

А вот внутренний вид собора:

 

Иконостас в летнем соборе. 1909

Репродукция №21901. Оригинал  Крупное изображение

 

Судя по этой фотографии, и внутри храма стены получили очень строгое, простое оформление. На фоне этих простых стен особенно эффектно выглядела позолота иконостаса, киотов, окладов икон. При взгляде на эту фотографию возникает (у меня, во всяком случае) ощущение обилия света и воздуха.

В книге "Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским" [3] игумения Таисия приводит отзыв Иоанна о соборе:

"Игумения Таисия. Как я счастлива, Батюшка, что Вы у нас совершаете Литургию!

Отец Иоанн. Легко и служить в твоем соборе. Дух сестер певчих дышит чистотою, усердием, благоговением; вообще у тебя хорошие сестры, хорошая обитель, и не оскудеет она милосердием Божиим.

Эти слова: "Легко здесь служить, чудный собор" Батюшка сказал мне еще и в алтаре, как только приобщился сам; он подошел ко мне и, видимо от избытка сердца, сказал: «Как хорошо здесь, легко служить! Чудный храм!» Мне это было тем более отрадно, что храм этот от первой и до последней копейки строился моими слезными трудами и сборами."

Иконы в иконостасе были написаны при участии монахинь монастырской иконописной мастерской под руководством Алипии (А.И.Герасимовой); некоторые из них (в том числе и Алипия) по благословению игумении Таисии обучались в Академии художеств. К сожалению, иконы погибли при затоплении монастыря. [4]

На крупном изображении мы все же можем увидеть эти погибшие иконы. Икона в центре наверху - очевидно, Воскресение Христово, по сторонам от нее - видимо, четыре евангелиста. Вообще далеко не все иконы мне понятны (тем более, что не прочитать надписи на них). Но одно совершенно ясно: храмовая икона Похвалы Божией Матери находилась там, где и положено - справа от правых боковых врат - и имела каноническую композицию. К сожалению, на фотографии виден только фрагмент иконы:

 

 

Как известно, на иконе Похвалы Божией Матери в центре на престоле восседает Богородица, а по обеим сторонам ее окружают пророки (ср., например: http://www.nsad.ru/articles/ikona-pohvala-bogorodicy-akafist-v-kraskah  или http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1117116  ). Здесь видна только левая часть этой композиции.

В связи с этим несколько удивляют комментарии настоятеля Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерея Геннадия Беловолова [2,4], в которых он отождествляет икону Похвалы Божией Матери с почитаемой Леушинской иконой Богоматери "Аз есмь с вами и никтоже на вы", которая выглядит совершенно по-другому (см. [4]).

 

 

 

МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА: начало

 

ШЕКСНА: начало

 

ЛЕУШИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: страница  1  2  3

 

 

Предыдущая страница        Следующая страница

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.