Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 - 1916) |
Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).
Костромская губерния
КОСТРОМА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Виды города (черно-белые копии и одна цветная фотография)
Успенский и Богоявленский соборы (черно-белые копии)
Храмы в центральной части города
Ипатьевский монастырь
Архитектура 1 2
Предметы из ризницы монастыря и иконы Троицкого собора 1 2 3 4 5 6
ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Архитектура
На этой и следующих семи страницах представлены фотографии, сделанные в Ипатьевском монастыре, расположенном недалеко от впадения в Волгу реки Костромы и отделенного этой рекой от центральной части города.
Ипатьевский монастырь, по преданию, был основан около 1330 г. татарским мурзой Четом, ехавшим на службу (!) к московскому князю Ивану Калите. Здесь он остановился из-за болезни. Чету было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен. Приехав в Москву, Чет крестился под именем Захарии, а на том месте, где ему было видение, основал монастырь. Потомки Чета стали основателями известных знатных фамилий - Годуновых, Сабуровых, Зерновых, Вельяминовых и Шеиных. (Некоторые исследователи относят основание монастыря к более раннему времени - к XIII веку.)
До XVI в. постройки монастыря были деревянными. С середины XVI века начинается каменное строительство на средства Годуновых - потомков Чета. Однако все дошедшие до XX века здания относятся ко времени не ранее середины XVII в. (Новое большое строительсьво началось после взрыва в 1649 г. порохового погреба в Троицком соборе.)
Как известно, в 1613 г. в Ипатьевском монастыре произошло очень важное событие русской истории - призвание на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Здесь он жил в это время вместе с матерью - инокиней Марфой, укрываясь от поляков и "лихих людей". 13 марта (по старому стилю) в Кострому прибыло посольство из Москвы, а на следующий день оно двинулось в монастырь по льду реки Костромы...
С конца XVII в. начался упадок Ипатьевского монастыря. Его возрождение началось после посещения Костромы Николаем I в 1834 г. В 1840 - 1860-х гг. в монастыре ведется ремонт и новое строительство - в основном, по проектам знаменитого архитектора К.А.Тона (в наше время известного прежде всего как автор храма Христа Спасителя в Москве).
В начале 1919 г. монастырь был закрыт. Но храмы на его территории еще действовали. В марте 1922 г. храмы Ипатьевского монастыря (так же, как и храмы всей России) подверглись изъятию церковных ценностей. В том же году храмы были закрыты. Монастырские корпуса использовались под жилье и для иных нужд.
Но все же здания монастыря в основном сохранились. В 1930-х гг. погибла, кажется, только церковь Рождества Богородицы (все же наименее ценная в архитектурном отношении; хотя и ее жаль). Следует, однако, заметить, что к сносу были предназначены монастырские стены и некоторые другие постройки. И все-таки волна погрома, учиненного коммунистами в центре города, к счастью, не докатилась до Ипатьевского монастыря.
В 1958 г. в Ипатьевском монастыре был открыт музей. Началась реставрация его зданий.
С 1991 г. началось новое возрождение монастыря, сосуществующего с музеем. С 2005 г. монастырю переданы все здания и помещения.
Прокудин-Горский фотографировал Ипатьевский монастырь во время двух поездок - в 1910 и 1911 г.
Из семи фотографий, представленных на этой странице, только одна сохранилась в цветном оригинале. От остальных остались только черно-белые копии.
Водяные врата и Архиерейские покои. Ипатьевский монастырь. Кострома. 1911
Репродукция №21304. Оригинал
Монастырь снят с реки Костромы. На берегу - Архиерейский корпус с надвратной церковью Хрисанфа и Дарьи. Это здание (и корпус, и церковь) приобрело существующий вид в результате перестройки по проекту К.А.Тона в 1840 - 1863 гг. Слева на заднем плане - пятиглавие Троицкого собора (1650 - 1652; другие фотографии собора см. на странице 2). Справа видны башни ограды (XVI в., перестроена в XVII в.).
Все здания, изображенные на фотографии, сохранились до нашего времени.
Ипатьевский монастырь. Общий вид с р. Костромой. 1910 [12, 13]
Местонахождение негатива неизвестно
В библиотеке Национального Конгрессе США есть черно-белая копия этой фотографии (репродукция №02471).
О цветных фотографиях в [12]...
Монастырь изображен в левой части фотографии. В центре - купола Троицкого собора, справа от них - шатер церкви Хрисанфа и Дарьи.
Левее Троицкого собора - шатер колокольни (1646 - 1649). Силуэт шатра теперь не совсем такой, как на этой фотографии: при реставрации 1911 - 1913 гг. шатер был восстановлен в первоначальных формах. (Другие фотографии колокольни представлены на странице 2.)
На силуэт шатра колокольни накладывается луковичное пятиглавие зимней церкви Рождества Богородицы (1860 - 1864; уничтожена в 1930-х гг.; фотография этой церкви крупным планом представлена на странице 2).
Левее на заднем плане видно пятиглавие церкви Иоанна Богослова, а еще немного левее - ее колокольня (трапезная между основным объемом церкви и колокольней закрыта зеленью). Эта церковь расположена за пределами монастыря, в Богословской слободе (в советское время переименованной в Трудовую слободу). Храм, построенный в 1681 г., сохранился до нашего времени.
Правее монастыря, вдали - Успенская церковь в Андреевской слободе (переименованной в Рабочую слободу), уничтоженная в 1930-х гг. (см. [1, стр. 245, 486]; [14]). Датировка здания церкви в разных источниках противоречива: в [1] оно датируется XVII веком, а в [14] - 1798 годом. Я нигде больше не видел изображений этой церкви (подпись под фотографией в [1, с. 273] ошибочна, см. также...). Согласно [1], эта церковь была похожа на церковь Иоанна Богослова в Богословской слободе (что мы и видим на фотографии Прокудина-Горского).
(В первоначальной редакции данной страницы я ошибочно принял эту церковь за церковь Иоанна Богослова. Выражаю благодарность Владимиру Сухареву, который указал мне на ошибку.)
Черно-белая копия данной фотографии помещена на странице 25 альбома "Volga River, Upper Region - From Kashin to Makarev". Рядом с ней (справа) - пустое место, под которым сделана такая же подпись: "Ипатьевский монастырь. Общий вид с р. Костромой". На месте утраченной копии сделана пометка: "Белград". Что она означает (так же, как и другие такие же пометки в разных альбомах), мне неизвестно. Могу только сказать, что среди не атрибутированных цветных фотографий нет, кажется, ни одной, которую можно было бы сопоставить с утраченной копией.
Ограда Ипатьевского монастыря. Этюд. 1910
Репродукция №02486
В Ипатьевском монастыре. У ограды. Этюд. 1910
Репродукция №02487
Екатерининские врата. Ипатьевский монастырь. 1911
Репродукция №02563
Ворота находятся в северной стене. Это главный вход в монастырь. Ворота построены к приезду Екатерины II в Кострому в 1767 г. (До этого главный вход был с востока - со стороны реки Костромы.)
[Екатерининские врата. Ипатьевский монастырь.] 1910
Репродукция №02488
Фотография помещена под ошибочным названием "Боковой вход в Ипатьевский монастырь со стороны реки Костромы".
Зеленые врата. Ипатьевский монастырь. Кострома. 1910
Репродукция №02564
В 1642 - 1643 гг. к монастырю с запада был пристроен новый участок ограды - Новый город. Зеленые врата (или Зеленая башня) - парадный вход. Это сооружение отмечает то место, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву. Название башни связано с тем, что его шатер был крыт зеленой черепицей.
КОСТРОМА: начало
Предыдущая страница Следующая страница
© Прохоров С.О.