Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

ЕКАТЕРИНБУРГ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Виды города

Главный проспект

Вознесенская горка

Ново-Тихвинский монастырь

Гранильная фабрика  2

Обсерватория

Верх-Исетский завод

Генеральская дача

 

 

ГРАНИЛЬНАЯ ФАБРИКА

Императорская гранильная фабрика была основана в 1765 (по другим данным, в 1751) году. Она производила различные украшения из уральских камней. Произведения уральских камнерезов украшали Эрмитаж и петербургские царские дворцы. После реформы 1861 г. фабрика лишилась многих крупных заказов и снизила объемы производства. Но и в это время на ней нередко создавались уникальные художественные изделия.

В 1917 - 1920 гг. гранильная фабрика не работала, а затем, потеряв самостоятельность, включена в трест "Уралзолоторуда". Ее правопреемником стал з-д "Русские самоцветы". [13]

 

 

Императорская Гранильная фабрика. 1909

Репродукция №02054

Эта фотография (от которой осталась только черно-белая копия) представлена также на другой странице. Фабрика располагалась в центре города - у плотины городского пруда, на углу Главного проспекта (пр. Ленина) и Механической улицы (ул. Горького). На фотографии показан фасад здания, выходящего на Главный проспект.

Здание состоит из двух, очевидно, разновременных частей. На ближней к нам части - надпись: "Императорская гранильная фабрика", на дальней, вероятно, более поздней - даты "1765" и "1897" (первая дата - год основания фабрики, вторая - видимо, год постройки этой части здания).

Слева на заднем плане - Екатерининский собор, преступно уничтоженный в 1930 году.

Здание гранильной фабрики снесено в начале 1970-х гг. при устройстве Исторического сквера.

 

 

 

Рисунок карты Франции, сделанной из Уральских камней. 1909

Репродукция №02061. Крупное изображение

Карта Франции из уральских самоцветов была изготовлена для всемирной выставки 1900 г. в Париже и имела там большой успех. К сожалению, мы едва ли можем вполне оценить ее достоинства по черно-белой копии фотографии (цветной оригинал не сохранился).

 

 

 

Каркас для сени в храме Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. 1909

Репродукция №02060

Эта фотография помещена также на одной из страниц, посвященных Санкт-Петербургу. К сожалению, и от нее осталась только черно-белая копия.

Екатеринбургская гранильная фабрика (вместе с двумя другими гранильными фабриками - Петергофской и Колыванской) принимала участие в создании каменного резного убранства внутри петербургского храма (более известного под неофициальным названием Спас на Крови), построенным в 1883 - 1907 гг. на месте убийства Импетарота Александра II народовольцами 1/13 марта 1881 г. Сень, изготовленная в Екатеринбурге, была установлена в храме над тем местом, где был смертельно ранен Александр II. Видимо, этот каркас - временный, использовавшийся при сборке, а затем сохраненный как музейный экспонат.

 

 

 

Последовательный ход шлифовки каменного яйца. 1909

Репродукция №20470. Оригинал Крупное изображение

 

 

 

 

Образцы моделей. 1909

Репродукция №20480. Оригинал  Крупное изображение

Честно говоря, эта фотография вызывает недоумение: на ней изображены довольно грубые поделки, недостойные высокой марки Императорской гранильной фабрики.

В связи с этим возникает сомнение: действительно ли снимок сделан на гранильной фабрике? На некоторых сайтах данную фотографию относят к Каслям. (Хотя вообще-то на каслинское чугунное литье эти фигурки тоже мало похожи. Каслинские скульптурки значительно тоньше, а раскраска в разные цвета им, кажется, вообще никогда не была свойственна.)

Сам Прокудин-Горский поместил черно-белую копию этой фотографии в альбоме среди копий фотографий Екатеринбургской гранильной фабрики. Конечно, он мог и ошибиться (к сожалению, ошибки у него встречаются довольно часто). Но в данном случае есть средство для независимой проверки места съемки. Дело в том, что почти на всех сохранившихся негативах фотографий, сделанных в этой поездке (в том числе и на негативе этой фотографии), сделаны цифровые метки.

На данной фотографии стоит метка "70" (см. оригинал). Для сравнения назову метки на других фотографиях (тех, негативы которых сохранились).

Фотографии Екатеринбурга начинаются с метки "31". Метка "70" - как раз последняя известная метка для Екатеринбурга. Далее идут метки для Чертова городища (до "85" включительно) и Каменского завода (с "86" по "89"). Затем - пропуск в номерах, соответствующий множеству фотографий, сохранившихся только в черно-белых копиях: значительная часть фотографий Каменского завода (для него есть еще метка "108"), Верхотурье, Кушвинский завод, Нижний Тагил (исключение - метка "133"), Березовский завод, Верхний Уфалей. Наконец, на фотографиях Каслей - метки с 201 по 210 (с двумя пропусками). Таким образом, метка "70" на фотографии "Образцы моделей" однозначно говорит о том, что данная фотография снята не в Каслях. (Конечно, и в нумерации меток иногда бывают сбои, но в пределах одного - двух дней пути.)

Итак, можно с очень высокой степенью вероятности утверждать, что фотография "Образцы моделей" сделана именно в Екатеринбурге.

В книге [19] о продукции Екатеринбургской гранильной фабрики в конце XIX - начале XX века сказано, в частности, следующее:

"Мелкие изделия — флакончики, пепельницы превращаются в почти самостоятельные скульптуры. Они говорят о новой тематике, проникшей на гранильную фабрику в 70-х годах и развивающейся в 90—900-х. В ней своеобразно отразились новые реалистические направления в русском искусстве, его внимание к жизни простого русского народа. Вполне возможно, что попытка освоить новую тематику была вызвана влиянием развивающихся кустарных промыслов. Так, в 1872 году была сделана пепельница в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротниками, из которых вырастает таинственный цветок. В других изделиях — появляется изображение крестьянских домиков, ящериц."

К сожалению, иллюстраций нет. Но, во всяком случае, по описанию ясно, что подобные скульптурки действительно изготавливались в то время на Екатеринбургской гранильной фабрике. (А в центре фотографии - не та ли самая пепельница 1872 года в виде пеньков с грибами и папоротником?)

И все-таки: почему же качество обработки такое грубое?

Кажется, и этому можно найти объяснение в той же книге:

"В 1886 году Екатеринбургская фабрика получила девять гипсовых моделей. Среди них солонки саксонской фабрики XVIII века, чаши восьмигранной формы китайской фабрики, флакон древнекитайского производства, пепельницы «в виде разрезанной фиги» и другие."

Итак, существовала практика изготовления гипсовых моделей - своеобразных эскизов будущих изделий. (Надо думать, упомянутые здесь модели 1886 года были далеко не единственными.)

Вероятно, на фотографии Прокудина-Горского изображены именно такие гипсовые модели (т.е. авторское название фотографии полностью соответствует ее содержанию).

 

 

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ: начало

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.