Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Страница  1  2  3  4

 

Сейчас известно очень немного фотографий Прокудина-Горского с видами Санкт-Петербурга. (Вероятно, их было больше.)

 

Храм Воскресения Христова на Крови

Единственное здание Санкт-Петербурга, которое запечатлено на известных фотографиях Прокудина-Горского, имеющихся в библиотеке Конгресса США, - Храм Воскресения Христова, более известный под названием Спас на Крови.

Историческая справка

Храм построен на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова), на месте убийства императора Александра II, совершенного 1 (13) марта 1881 г. В конкурсе на проект храма победил в 1883 г. проект, созданный архимандритом Игнатием (И.В.Малышевым) и А.А.Парландом. Строительство велось под руководством Парланда (изменившего некоторые детали, но сохранившего общую идею проекта) и было закончено в 1907 г. Снаружи и внутри храм украшен многочисленными мозаиками, многие из которых созданы по эскизам В.М.Васнецова и М.В.Нестерова.

В советское время храм дважды хотели взорвать - до войны (я слышал, что взрыв был назначен на 23 июня 1941 года!) и во времена хрущевской "оттепели" (ознаменовавшейся для Ленинграда уничтожением некоторых очень значительных памятников архитектуры - в частности, прекрасной церкви в стиле барокко середины XVIII века на Сенной площади). Храм мог погибнуть и во время войны (в конце 60-х годов  в одном из его куполов был найден неразорвавшийся снаряд). Но Бог хранил храм, и он остался цел. В 1968 г. храм был взят под охрану государства, и вскоре началась его реставрация, длившаяся более 20 лет. С 1998 года  здание открыто как музей. Службы в храме не проводятся.

 

 

Храм Воскресения на Крови. Санкт-Петербург. Не позже 1905

Репродукция №02004.

К сожалению, сохранилась только черно-белая копия. На фотографии храм еще недостроен (см. леса в нижней части, а также бараки и забор). Это позволяет уточнить датировку фотографии (см. историческую справку). Справа на набережной - здание Государственной типографии. Оно не сохранилось: на его месте в 1913 - 1919 гг. было построено выставочное здание - Дворец искусств (ныне один из корпусов Русского музея). (См. [5].) Датировка - по аналогии со следующей представленной здесь фотографией.

 

 

 

С.-Петербург. Храм Воскресения. Не позже 1905

Открытка из коллекции А.В.Носкова (Санкт-Петербург)

Эта открытка воспроизведена в [9б]. Фотография сделана явно в то же время, что и предыдущая, но с немного другой точки. О датировке фотографии см. [9г].

 

 

 

Деталь храма (Воскресения на Крови). Не позже 1905?

Репродукция №21648. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

Фотография сделана, вероятно, в то же время, что и две предыдущие. Справа - ограда Михайловского сада, возведенная в 1903 - 1907 гг. по проекту А.А.Парланда [4]. Металлический фонарь, изображенный на снимке, не сохранился. (Я вообще больше нигде не видел его изображений).

 

 

Храм воскресения на Крови. Не позже 1907

Открытка [9б]

Храм Воскресения на Крови. Не позже 1907

Фотография в журнале "Фотограф-любитель",  1907 г., №11 [6, 9а]

И открытка, и иллюстрация в журнале сделаны с одного и того же негатива, местонахождение которого неизвестно. Здесь я поместил оба отпечатка, так как они заметно отличаются в оттенках цветов.

Эта фотография - более поздняя, чем предыдущие три. На ней ней храм уже полностью отделан - по крайней мере, снаружи. К сожалению, каких-то деталей, позволяющих уточнить датировку, я не нашел.

 

И, наконец, еще одна фотография. Она сделана не в Петербурге, но все же имеет отношение к храму Воскресения на Крови:

 

Каркас для сени в храме Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. 1909

Репродукция №02060

Это одна из фотографий Императорской Гранильной фабрики в Екатеринбурге. Эта фабрика (вместе с двумя другими гранильными фабриками - Петергофской и Колыванской) принимала участие в создании каменного резного убранства внутри храма. Сень установлена в западной части храма над местом убийства Александра II. Видимо, этот каркас - временный, использовавшийся при сборке, а затем сохраненный как музейный экспонат.

 

 

Далее представлены три открытки [7]. Местонахождение негативов этих фотографий неизвестно. О датировке см. [9г].

 

 

Зимняя канавка

 

С.-Петербург. Зимняя канавка. Не позже 1905

Открытка

На фотографии показан широко известный уголок старого Петербурга. Впереди - арка над Зимней канавкой с переходом из Старого Эрмитажа в Эрмитажный театр (1780-е, арх. Ю.М.Фельтен). Сейчас это место выглядит так же, как и в начале XX века.

 

 

Виды Мойки

 

С.-Петербург. На Мойке. Не позже 1905

Открытка

Снимок сделан с правого берега Мойки, приблизительно от Поцелуева моста.

Справа - сохранившееся здание Юсуповского дворца (построен в середине XVIII в., неоднократно перестраивался; фасад приобрел существующий вид в результате перестроек 1770-х гг. (арх. Ж.-Б.М.Валлен-Деламот) и 1830-х гг. (арх. А.А.Михайлов 2-й).

Впереди - немецкая реформатская церковь, построенная в 1862 - 1865 гг.по проекту Г.А.Боссе - одного из ведущих петербургских архитекторов середины XIX в. В 1932 - 1939 гг. это здание подверглось варварской перестройке под дворец культуры работников связи и превратилось в громоздкую и мрачную конструктивистскую коробку.

 

 

 

С.-Петербург. Новая Голландия со стороны р. Мойки. Не позже 1905

Открытка

Здание складов на острове Новая Голландия - выдающееся произведение архитектуры раннего классицизма (1765 - 1780-е, фасад арх. Ж.-Б.М.Валлен-Деламота). На снимке изображен фрагмент центральной части фасада.

Здание с эффектной аркой сохранилось до нашего времени.

Но сквозь арку видно нечто такое, что невозможно увидеть теперь. Над корпусами складов вдали возвышаются шатры Благовещенской церкви Лейб-гв. Конного полка на Благовещенской площади (ныне пл. Труда). Церковь была построена в 1844 - 1849 гг. по проекту знаменитого архитектора К.А.Тона. В 1929 г. церковь была уничтожена.

Заметим, что с конца 20-х до середины 30-х гг. были уничтожены все многочисленные церкви К.А.Тона в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и его пригородах (за исключением одной, которая была "только" изуродована). Таким образом, из петербургской архитектуры было целенаправленно вычеркнуто творчество яркого, талантливого мастера, идеологически не устраивавшего коммунистические власти.

 

 

В списке, составленном собственноручно Прокудиным-Горским в 1905 г. (список любезно предоставлен А.В.Носковым; см. [9г]), названы еще четыре фотографии Санкт-Петербурга, которые, по всей вероятности, были выполнены им к тому времени: "Инженерный замок", "Биржа", "В Новой деревне близ Стрелки" (имеется в виду стрелка Елагина острова) и "Выборгская сторона". К сожалению, эти фотографии не найдены.

 

 

 

Икона в церкви Елизаветинского института

И наконец, совсем недавно - в феврале 2009 г. - одному из участников форума на сайте "Храмы России" (выступающему под именем Слава) [9д] удалось найти еще одну петербургскую фотографию Прокудина-Горского:

 

 

 

Запрестольный образ в церкви петербургского Елизаветинского института. Не позже 1908 г.

Фотография в журнале "Фотограф-любитель", 1909, №1 [9д]

Фотография опубликована с пометкой: "снято 29 июля" (без указания года). Местонахождение негатива неизвестно. (Впрочем, до недавнего времени не был известен сам факт существования этой фотографии.)

Елизаветинский женский институт (до 1892 - Елизаветинское училище) находился на Васильевском острове, на углу Большого проспекиа и 13-й линии, дом 36/14. Здание сохранилось до нашего времени.

На фотографии изображен запрестольный образ "Христос, благословляющий детей", подаренный художником А.Е.Бейдеманом. Дети, изображенные на иконе, списаны с учениц Елизаветинского училища [1].

После революции Елизаветинский институт был закрыт. Церковь при нем, конечно, тоже давно не работает. Сохранися ли этот образ, мне неизвестно.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антонов В.В., Кобак А.И. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Издательство Чернышева, СПб, 1994 - 1996. Том первый, №35. Том второй, №№140, 235. Том третий, №551

 

2. Бутиков Г.П. Музей-памятник "Спас на Крови". СПб, 1996

 

4. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века. Справочник. Авторы-составители А.М.Гинзбург, Б.М.Кириков. При участии С.Г.Федорова, Е.В.Филиппова. Под общей редакцией Б.М.Кирикова. "Пилигрим", Санкт-Петербург, 1996

 

5. Лисовский В.Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа архитекторов-художников. Издательский дом "Коло". СПб, 2006.

 

6. http://www.muar.ru/ve/2003/prokudin/index.htm

 

7. Каталог делаем вместе. Каталог Прокудина-Горского. http://pcardmagazin.org//index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=16&Itemid=207

 

8. Памятники архитектуры Ленинграда. Л., Стройиздат ЛО, 1975

 

9. Форум сайта "Храмы России": а) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?t=3620&postdays=0&postorder=asc&start=180; б)  http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3620&start=210; в) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3620&start=255 (все три сообщения сделаны участником форума, выступающим под именем Слава);

г) страница http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3705 и следующие, а также http://www.temples.ru/pg_416.php; д) страница http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3620&start=270

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: страница  1  2  3  4

 

Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.