Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

РЯЗАНЬ

Страница  1  2

 

Фотографии Рязани довольно немногочисленны и охватывают в основном центр города.

 

 

 

Рязань. Успенский собор с запада. 1912

Репродукция №02615

К сожалению, сохранилась только черно-белая копия.

На фотографии фактически изображен не только Успенский собор, но и почти весь ансамбль Рязанского кремля (деревянные стены кремля давно исчезли). Все сооружения, представленные на фотографии, слава Богу, уцелели в советское время.

В центре фотографии - грандиозный Успенский собор, построенный в 1693 - 1699 гг. зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Это общепризнанный шедевр архитектуры нарышкинского барокко, одно из лучших произведений этого направления во всей России (см. также следующие фотографии). Собор был закрыт в советское время. С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

Справа от собора - колокольня, выдающееся произведение архитектуры другой эпохи - конца XVIII - первой половины XIX века. Строительство колокольни продолжалось длительное время. В 1789 г. был заложен ее фундамент по проекту костромского архитектора С.А.Воротилова - автора прекрасной колокольни Богоявленского собора в Костроме (впоследствии преступно уничтоженной коммунистическим режимом). Но проект Воротилова, выполненный в стиле барокко, был уже старомодным, и строительство было продолжено по другому проекту, в соответствии с которым в 1797 г. был построен первый ярус. Второй ярус строился уже по третьему проекту, выполненному в 1816 г. архитектором И.Ф.Русско. В 1830-х гг. архитектор К.А.Тон создал проект завершения строительства колокольни. Строительство вел рязанский губернский архитектор Н.И.Воронихин, который переработал проект Тона, сделал ее на один ярус выше и завершил шпилем. Строительство было закончено в 1840 г.

(И.Ф.Русско - вероятно, представитель семьи архитекторов - выходцев из Швейцарии, живших большей частью в Петербурге; их фамилия чаще пишется по-другому: Руска, но вариант "Русско" тоже встречается. Н.И.Воронихин - по некоторым данным, племянник знаменитого архитектора А.Н.Воронихина, автора Казанского собора в Петербурге.)

Слева от Успенского собора - Христорождественский собор (ранее - старый Успенский собор). Храм, построенный в XV в., перестраивался в XVIII - XIX вв. До XX века он дошел в том виде, который он получил в XIX веке. В 1826 г. собор был перестроен по проекту архитектора Стефенгагена. В 1873 - 1874 гг. собор был перестроен еще раз и приобрел черты "русского стиля", сочетающиеся с классицистическим портиком, оставшимся от предыдущей перестройки. Храм закрыт в 1929 г. Вновь освящен в 2002 г.

Слева от Христорождественского собора возвышается Архиерейский дом, а между Христорождественским и Успенским соборами виден купол Архангельского собора (фотографии этих зданий крупным планом см. далее).

Справа от Успенского собора, по обе стороны от колокольни видны постройки Спасского монастыря (см. следующую страницу; здесь заметим, что только на этой фотографии видна церковь Иоанна Богослова в братском корпусе, построенная в 1904 г. (справа от колокольни).

 

 

 

Рязань. Успенский собор с востока [с юга]. 1912

Репродукция №20939. Оригинал  Крупное изображение

На переднем плане - постройки Спасского монастыря. Подробнее эта фотография рассмотрена на следующей странице.

 

 

 

Вход в Успенский собор. 1912

Репродукция №02616

На этой фотографии, к сожалению, сохранившейся только в черно-белой копии, видна великолепная белокаменная резьба, украшающая собор.

 

 

 

Деталь стены Успенского собора. 1912

Репродукция №20942. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

На фотографии изображен боковой, северный фасад Успенского собора. На заднем плане виден купол Архангельского собора.

Любопытная подробность: фон для резьбы выкрашен в синий цвет. Теперь этой окраски нет, колонки и кронштейны - сплошь белые.

 

 

 

 

 Рязань. Бывшая великокняжеская церковь во имя Архистратига Михаила рядом с Успенским собором. 1912

Репродукция №21444. Оригинал

Архангельский собор - древнейшее сохранившееся здание Рязани. Он построен в 1470-х гг. [1], во времена самостоятельного Рязанского княжества. В 1647 г. была переделана его верхняя часть. Собор был традиционным местом упокоения рязанских архиепископов и епископов.

После революции собор был закрыт и передан музею. В 1929 г. неизвестные злоумышленники проникли в храм, устроили погром,  похитили много ценностей.

Насколько мне известно, Архангельский собор и сейчас остается закрыт.

 

 

 

Бывший дворец великих князей, ныне архиерейский дом. 1912

Репродукция №21449. Оригинал

Здание называли (и иногда называют сейчас) "дворцом князя Олега". Во фронтоне здания была фреска с изображением рязанского князя Олега, жившего в XIV веке. Может быть, она и дала повод для легенды о том, что это бывший дворец рязанских князей - а может быть, наоборот, фреска появилась благодаря этой легенде. В любом случае на самом деле это здание построено спустя очень много лет после того, как самостоятельное Рязанское княжество прекратило свое существование, и с самого начала здание было Архиерейским домом.

Архиерейский дом строился в несколько приемов. Первоначальное одноэтажное здание на подклете с церковью было построено в 1653 - 1655 г. зодчим Юрием Корнильевичем Яршовым для архиепископа Мисаила (в 1655 г. Мисаил был убит мордвой и похоронен в Архангельском соборе). В 1658 г. Архиерейский дом был надстроен на один этаж, а в 1692 г. появился третий этаж, украшенный в духе нарышкинского барокко (зодчий Григорий Леонтьевич Мазухин). Наконец, в 1778 - 1780 гг. здание было значительно расширено вглубь (на снимке эта пристроенная часть не видна; на первой фотографии на данной странице можно увидеть северный фасад).

В наше время окраска Архиерейского дома несколько отличается от той, которая видна на фотографии Прокудина-Горского: главный фасад - белый, с выделением деталей декора красным цветом. Фрески во фронтоне теперь нет.

 

 

 

Страница  1  2

 

Предыдущая страница      Следующая страница

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.