Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мурманская железная дорога

 

Начало раздела

 

ОЛОНЕЦКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Олонецкая железная дорога прошла от станции Званка (на железной дороге из Санкт-Петербурга в Вологду; ныне Волховстрой) до Петрозаводска. Она соединила Санкт-Петербург с Петрозаводском (где и начиналась собственно Мурманская железная дорога). Длина железной дороги около 400 км.

Еще до начала первой мировой войны, в 1912 г. было организовано акционерное общество для строительства Олонецкой железной дороги. Основными акционерами стали  Азовско-Донской коммерческий банк и группа французских банков. Устав общества был утвержден лично Николаем II.

Строительство началось в 1914 г. После начала первой мировой войны его темпы резко ускорились. К началу 1916 г. были выполнены основные работы и началось движение поездов.

В 1917 году (уже после того, как здесь побывал Прокудин-Горский) частная Олонецкая железная дорога была продана в казну и официально объединена с Мурманской железной дорогой.

 

Прокудин-Горский в своей поездке основное внимание уделил собственно Мурманской железной дороге. На Олонецкой железной дороге он сделал довольно немного снимков - несколько фотографий в Лодейном Поле и одну фотографию на станции Ладва.

 

 

 

ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ

Страница 1  2

 

Лодейное Поле возникло как поселок кораблестроителей при основанной Петром I Олонецкой кораблестроительной верфи. Верфь внесла большой вклад в победу в Северной войне: в 1703 г. здесь был спущен на воду первенец Балтийского флота - 28-пушечный фрегат "Штандарт", вслед за ним были построены и другие суда, образовавшие первую русскую эскадру на Балтийском море. С 1785 года поселение при верфи стало уездным городом, с 1801 г. принадлежавшим Олонецкой губернии. Верфь существовала до 1830 года.

Теперь Лодейное Поле - районный центр Ленинградской области.

Прокудин-Горский фотографировал Лодейное Поле дважды - в 1909 г. в поездке по Мариинской системе и в 1916 г. в поездке по Мурманской железной дороге. На этих двух страницах представлены и те, и другие фотографии. Содержание этих страниц практически полностью повторяет содержание страниц о Лодейном Поле в разделе "Мариинская водная система".

 

 

Город Лодейное Поле. Собор во имя св. Петра и Павла. 1909

Репродукция №20903. Оригинал  Крупное изображение

Этот прекрасный ампирный собор построен в 1843 г. (Нередко можно встретить утверждение о том, что автор проекта - А.П.Брюллов. Но это явное недоразумение: "чистый" (и, конечно, несколько запоздалый)  классицизм не имеет ничего общего с манерой А.П.Брюллова - одного из первых последовательных эклектиков в русской архитектуре.) Собор играл очень большую роль в облике Лодейного Поля (см. виды города на следующей странице).

Как это ни прискорбно, теперь этого собора нет. Здание было повреждено во время войны, а потом не только не реставрировано, но вообще уничтожено (в 1960-х гг. - во времена хрущевской "оттепели").

В 1998 - 2001 гг. в Лодейном Поле построен (на другом месте) новый собор свв. апп. Петра и Павла.

 

 

Собор во имя Св. Ап. Петра и Павла в г. Лодейное поле. 1916

Репродукция №20227; метка "3".  Оригинал  Крупное изображение

 

 

 

Город Лодейное Поле. Памятник Императору Петру I. 1909

Репродукция №20904.

Оригинал  Крупное изображение

Памятник у собора на берегу р. Свири. 1916

Репродукция №20228; метка "4".

Оригинал  Крупное изображение

Эти две фотографии сделаны с промежутком в 7 лет.

Памятник поставлен в 1832 г. на месте, где стоял деревянный дворец Петра I, приезжавшего сюда для наблюдения за постройкой судов. Памятник сохранился до нашего времени. В советское время он был изувечен: с него были сняты и двуглавый орел, и барельеф с портретом Петра I. В конце XX или начале XXI в. памятник в целом восстановлен (см., например, фотографию в [4]; к сожалению, все-таки есть отличие: скульптура двуглавого орла не повторяет прежнюю: ср. мою фотографию, сделанную 1 августа 2011 г.).

 

Часовня с каменным крестом времени Петра I. Лодейное Поле. 1909

Репродукция №01941

К сожалению, от этой и следующих двух фотографий сохранились только черно-белые копии. На заднем плане шпиль колокольни собора Петра и Павла. Справа берег Свири.

 

 

Сосны Императора Петра I. Вдали пристань. Лодейное Поле. 1909

Репродукция №01942

Продолжение вправо предыдущей фотографии.

 

 

Остатки доков Императора Петра I в г. Лодейное Поле. 1909

Репродукция №01940

 

 

 

 

 

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало

 

ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ: страница  1  2

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.