Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мурманская железная дорога

 

Начало раздела

 

ПЕТРОЗАВОДСК (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Страница  1  2

 

На этой странице представлены фотографии железнодорожных путей и построек.

 

 

Общий вид станции Петрозаводск Олонецкой железной дороги. 1916

Репродукция №20244; метка "23".

Оригинал  Крупное изображение

Станция Петрозаводск Мурманской железной дороги. 1916

Репродукция №20242; метка "21".  Оригинал

Как уже сказано на предыдущей странице, в Петрозаводске оканчивалась Олонецкая железная дорога и начиналась Мкрманская.

Левая фотография сделана в Петрозаводске, на станции Голиковка Олонецкой железной дороги. У правого края фотографии на заднем плане видны шатровая колокольня и луковичная главка домовой Покровской церкви архиерейской дачи на Древлянке (в районе между нынешней улицей Гоголя и рекой Лососинкой). Дача была построена между 1869 и 1877 г., при епископе Ионафане (Рудневе). В советское время здание перестроено под жилой дом ([7]; ср. старую фотографию архиерейской дачи в [8]).

Выражаю благодарность двум людям, оказавшим очень большую помощь в идентификации этой фотографии. Это участник форума сайта "Храмы России" [4], выступающий под именем Слава), и посетитель моего сайта Дмитрий Нечаев. Слава заметил церковь (я в предыдущем варианте восстановления фотографии бездумно отрезал правый край, как попорченный), но тогда ни он, ни я не смогли определить, что это за церковь. В феврале 2010 г. Дмитрий Нечаев определил место и направление съемки, благодаря чему оказался возможным целенаправленный поиск, увенчавшийся успехом.

На правой фотографии изображено место нынешней станции Петрозаводск-Товарная (сообщено Владимиром Белых.); здание вокзала - слева на заднем плане (установлено участником форума сайта "Храмы России", выступающим под именем DMITRY []).

 

Есть еще одна фотография, озаглавленная "Станция Петрозаводск Олонецкой железной дороги" (репродукция №20236; метка "15"), однако ее название - ошибочное, на самом деле на ней изображена железнодорожная станция в Лодейном Поле.

 

 

 

Подъезд к ж.д. мосту через р. Лососинку около ст. Петрозаводск Мурманской ж. д. 1916

Репродукция №20239; метка "18".  Оригинал

Тот же мост сбоку. 1916

Репродукция №20240; метка "19".

Оригинал  Крупное изображение

Для ускорения строительства мосты на Мурманской железной дороге строились из дерева (с расчетом на их замену в будущем на металлические). Впрочем, у моста, изоброаженного на этих снимках, все же каменные устои.

На правой фотографии видны (наиболее ясно - на крупном изображении) четыре группы людей - строителей моста: одна на мосту, другая на лесах под мостом, затем женщины на склоне и, наконец, еще одна группа вдали наверху. Позируют только люди в первой и, может быть, четвертой группах. Люди в двух других группах продолжают работать, видны их разноцветные изображения, обусловленные несовершенством фотографической техники.

На обеих фотографиях на заднем плане видна та же возвышенность, что в правой части фотографии станции Олонецкой железной дороги. (Замечено Дмитрием Нечаевым.)

 

 

 

Железнодорожный пост Мурманской железной дороги. 1916

Репродукция №20241; метка "20".  Оригинал

На сайте библиотеки Конгресса США допущена опечатка в названии фотографии: вместо "пост" написано "мост" (на самом деле никакого моста не видно). Название исправлено по подписи в альбоме.

 

 

 

Закругление пути. 1916

Репродукция №20238; метка "17".  Оригинал

 

 

 

На дрезине у Петрозаводска по Мурманской железной дороге. 1916

Репродукция №20245; метка "24". Фотография реставрирована библиотекой Конгресса США. Оригинал

Справа сидит сам Прокудин-Горский.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Брюсова В.Г. По Олонецкой земле. М., "Искусство", 1972

 

2. Олонецкая епархия: Страницы истории/Петрозаводская и Карельская епархия. Нац. архив РК; Сост.: Н.А.Басова и др. Петрозаводск, 2001

 

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA

 

4. Форум сайта "Храмы России", страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798&start=0 и далее

 

4а. Форум сайта "Храмы России", страница http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798&start=420

 

4б. Форум сайта "Храмы России", сообщение http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=11947#p11947

 

5. "От Петрозаводска до Романова-на-Мурмане..." (к 90-летию открытия Мурманской магистрали). По документам Национального архива Республики Карелии, Карельского государственного краеведческого музея. http://www.rkna.ru/exhibitions/mrw/, страница http://www.rkna.ru/exhibitions/mrw/view.php?chapter=ending&img=6

 

6. Микрорайон Древлянка. Город Петрозаводск. История района. http://drevlanka-ptz.narod.ru/ist.html

 

7. Православие в Карелии. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии. http://eparhia.onego.ru/. Страницы: а) Храмы и часовни дореволюционного Петрозаводска. http://eparhia.onego.ru/dorev.htm; б) Трудами епископа Ионафана. http://eparhia.onego.ru/ionafan.htm; в) Девичье училище Петрозаводска http://eparhia.onego.ru/epdev8.htm

 

8. http://cb-ru.photoxpress.ru/collage.asp?actuel_page=6&action_mode=replace_step&collage=4x4&collage_x=3&collage_y=5&action_count=1&action_1=dir&action_1_oper=AND&action_1_param_1=44527

 

9. http://fotki.yandex.ru/users/oldcolor/view/151575/?page=3

 

 

 

Страница  1  2

 

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.