Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мурманская железная дорога

 

Начало раздела

 

МЕЖДУ СУНОЙ И МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРОЙ (продолжение)

 

ЛИЖМА

 

Данная страница переработана с полной заменой представленных на ней данных. - 22 октября 2009 г.

Впоследствии добавлены еще четыре фотографии. Новая существенная переработка произведена 2 февраля 2012 г.

 

Как было показано, две фотографии, в названиях которых упоминается Лижма, на самом деле сделаны в Кондопоге. И в то же время четыре других фотографии, на которых, судя по всему, и изображена Лижма, отнесены к двум другим селам (хотя на самом деле они сделаны в одном и том же месте).

Идентификация фотографий проведена в результате обсуждения на форуме сайта "Храмы России" [1 - 1г].

 

 

 

 [Водокачка у моста через речку Лижму]. 1916

Репродукция №20282; метка "70".  Оригинал

Вид железнодорожного пути. 1916

Репродукция №20283; метка "71".  Оригинал

Для сокращения времени строительства все сооружения строились из дерева.

Черно-белые копии этих двух фотографий помещены в альбоме рядом друг с другом. Левая фотография озаглавлена "Водокачка на ст. Каннесемга". Кажется очевидным, что фотографии сняты в одном и том же месте: правая фотография сделана с верха лестницы водокачки, изображенной на левой фотографии.

"Каннесемга" считается искаженным названием Кяппесельги. Но действительно ли они сделаны в Кяппесельге? Сомнения в этом высказывались уже давно. В частности, делалась попытка отнести эти снимки к Кондопоге. Однако были сомнения в правильности и такой идентификации (о чем говорилось, в частности, в статье Николая Кутькова "Железные ворота в Кондопогу" (ТВР-панорама, 19.05.2011, http://www.tvr-panorama.ru/content/%C2%ABzheleznye-vorota%C2%BB-v-kondopogu ).

И вот, наконец, эти две фотографии удалось идентифицировать. 27 января 2012 г. на форуме сайта "Храмы России" появилось сообщение с текстом Н.П.Кутькова [1г], в котором совершенно бесспорно показано, что эти фотографии сделаны там, где железная дорога пересекает речку Лижму, текущую в сторону села Лижма. Основанием для идентификации послужила фотография, изображающая крушение поезда весной 1918 года. Сравнение деталей (водокачка, будка у речки, столб)  показывает полное тождество. И при этом на фотографии 1918 года видна табличка при въезде на мост с надписью "р. Лижма". (Замечу, что уже раньше, 20 июня 2011 г. предположение об этом месте съемки высказал участник форума "Храмы России", выступающий под именем DMITRY [1в] (называю точную дату, так как через несколько дней такое же предположение было высказано на другом сайте, и я сильно сомневаюсь, что оно было сделано независимо от сообщения Дмитрия от 20 июня). Найденная Н.П.Кутьковым фотография окончательно ставит всё на свои места.)

 

Что касается следующих шести фотографий, я сначала приведу старые аргументы, которые в свое время позволили с большой степенью вероятности идентифицировать их как сделанные в селе Лижма. Но сразу скажу, что теперь можно уже уверенно отнести эти фотографии к Лижме (о чем будет сказано в конце страницы).

 

[Село Лижма]. 1916

Репродукция №02034

(сохранилась только черно-белая копия)

[Мост в селе Лижма]. 1916

Репродукция №20288; метка "76". Оригинал

 

 

[Старинная церковь (часовня?) в селе Лижма]. 1916

Репродукция №20287; метка "75".

Оригинал  Крупное изображение

Она же. 1916

Репродукция №20286; метка "74".

Оригинал  Крупное изображение

Первая фотография (сохранившаяся только в черно-белой копии) названа "Село Каннесемга", вторая - "Железнодорожный мост у дер. Пергуба" (на самом деле она представляет собой продолжение первой фотографии вправо; замечено участником форума [1], выступающим под именем Слава), третья - "Старинная церковь в с. Каннесемга" (для четвертой фотографии название здесь не изменено).

Таким образом, фотографии, явно сделанные в одном и том же месте, отнесены к двум разным населенным пунктам.

На самом деле на этих фотографиях изображена и не Кяппесельга, и не Пергуба.

Сначала рассмотрим версию о "Каннесемге" (села с таким названием нет; считается, что Прокудин-Горский ошибочно называл так Кяппесельгу).

На фотографиях видно какое-то озеро, или залив, или, может быть, широкая река. По расположению церквей видно, что этот водоем вытянут примерно с юга на север. Если это озеро или залив, то село расположено на северном берегу.

А здесь представлен фрагмент карты, полностью показанной в [2а]. Оказывается, ни в селе Кяппесельга, ни на одноименной железнодорожной станции нет ни озера, ни сколько-нибудь заметной реки!

Это подтверждается и в [3]. В таблице населенных мест Олонецкой губернии есть столбец "Название реки или озера, при которых расположено поселение". Для Кяппесельги в этом столбце написано: "При колодцах".

Таким образом, фотографии на самом деле сделаны не в Кяппесельге.

Теперь посмотрим, может ли это место быть Пергубой.

Здесь показан другой фрагмент той же карты. У железнодорожной станции Пергуба нет ничего похожего на большой водоем, показанный на фотографии. Другая часть Пергубы находится на берегу Онежского озера. Здесь, казалось бы, есть и заливчик, и впадающая в него речка - но ориентация по странам света прямо противоположна той, что видна на фотографиях. Следовательно, это и не Пергуба.

На карте можно найти некоторые, казалось бы, похожие места, которые, однако, не подходят по тем или иным причинам. (Например, в Кондопоге никогда не было таких церквей, а в Медвежьей Горе вообще не могло быть никаких старых храмов; да и характер пейзажей в обоих местах несколько другой)

В конце концов найдено только одно место, которое не противоречит тому, что изображено на фотографиях, - село Лижма. (Идентификация выполнена участником форума [1], выступающим под именем Слава.)

Здесь представлен фрагмент карты, помещенной в [].

Заметим, что речь идет не о поселке при железнодорожной станции Лижма, а о селе, расположенном к юго-востоку от станции, на северном берегу Большой Лижемской губы Онежского озера. В эту губу впадает речка, с моста через которую, очевидно и снята вторая фотография.

 К сожалению, крайне трудно найти фотографии этих мест. Но то немногое, что все же найдено, во всяком случае, не противоречит версии о том, что перед нами фотографии Лижмы. На фотографии села Лижма на сайте [4] виден очень похожий пейзаж. На сайте [5] помещена фотография речки рядом с селом - бурной, порожистой - такой, как на второй фотографии. На сайте [8] есть фотографии, сделанные в Лижме во время войны, среди них - место впадения речки в Большую Лижемскую губу и обезглавленная деревянная церковь - очевидно, та, которая видна на заднем плане фотографий Прокудина-Горского (см. далее).

Еще одна фотография появилась в интернете в 2010 г. [9]. На ней, очевидно, тоже изображено устье речки - у самого ее конца. Место похоже, только на низких берегах растут кусты. (На эту фотографию обратил внимание участник форума сайта "Храмы России", выступающий под псевдонимом "uchazdneg" []; в [9] есть и фотография Илемсельги.)

Упомяну еще одно обстоятельство: в Лижме существовал лесозавод, что согласуется с правой фотографией в верхнем ряду.(см. бсуждение на форуме [1]).

 

 

 

Пахотное поле. 1916

Репродукция №20285; метка "73".  Оригинал

Участник форума сайта "Храмы России", выступающий под именем DMITRY, обратил внимание на то, что на этой фотографии виден купол той же церкви, которая видна на заднем плане первой, третьей и четвертой фотографий (его можно разглядеть на крупном изображении, которое здесь пока не представлено; купол выглядывает из-за горки несколько левее избы, на фоне дерева; на представленном здесь изображении среднего разрешения в этом месте видно только маленькое светлое пятнышко). См. сообщение [1б].

 

 

 

[Речка]. 1916

Репродукция №20284; метка "72".  Оригинал

Авторское название: "Речка Каннесемга". Судя и по метке, и по характеру местности, почти несомненно, что эта фотография сделана в окрестностях того же села, изображенного на предыдущих фотографиях.

 

Таковы были до сих пор аргументы, позволявшие с высокой степенью вероятности утверждать, что фотографии сделаны в селе Лижма.

Но теперь (начало февраля 2012 г.), после новых открытий, совершенных Н.П.Кутьковым, можно уже безо всяких сомнений отнести эти фотографии к Лижме.

23 сентября 2011 г. Н.П.Кутьков опубликовал статью, в которой были представлены материалы, позволившие достоверно (а не с высокой степенью вероятности) идентифицировать все фотографии, представленные на следующей странице,  как сделанные в Кяппесельге (ссылку на эту статью см. на указанной странице).

Теперь, 27 января 2012 г. Кутьков представил столь же неопровержимые данные, говорящие о том, что первые две фотографии, представленные на данной странице, сделаны у речки Лижмы, недалеко от села Лижмы.

Посмотрим список меток на негативах. Фотографии водокачки и моста у речки Лижмы имеют метки 70 и 71. Фотографии Кяппесельги - метки с 78 по 83. Все пять представленных здесь сохранившихся цветных фотографий, до сих пор предположительно относимых к селу Лижме, находятся в списке как раз между достоверными фотографиями речки Лижмы и Кяппесельги. Следовательно, они сделаны между этими двумя местами. По карте этого района видно, что других похожих мест на этом отрезке пути нет. Таким образом, теперь можно с полной уверенностью утверждать, что на этих фотографиях - село Лижма. По содержанию той фотографии, от которой осталась только черно-белая копия, сделана там же. Практически несомненно, что на не сохранившемся негативе этой фотографии была отсутствующая в списке метка 77.

Итак, теперь можно совершенно уверенно утверждать, что все представленные на этой странице фотографии сделаны в селе Лижма и его окрестностях.

 

Скажу также о церквях (или, может быть, церкви и часовне), изображенных на фотографиях.

На заднем плане первой, третьей и четвертой фотографий видна деревянная Никольская церковь, построенная в 1860 г. на месте сгоревшей (см. [6, 7]; в [6] дано очень хорошее описание и села, и церкви, которая была его украшением). В 1929 г. церковь была закрыта, потом перестроена под клуб, при этом была обезглавлена. Позже вместо клуба в церкви была оборудована пекарня (см. [6]; в 1973 г. изуродованное здание еще существовало).

Но есть и одна загадка: никаких упоминаний о "старинной церкви", изображенной на третьей и четвертой фотографиях, до сих пор не удалось найти. Возможно, это часовня (обратим внимание не только маленькие размеры, но и на тот факт, что на башенке над входом нет колоколов). Сохранилось ли что-нибудь от этого здания, мне неизвестно.

Эта "старинная церковь" до последнего времени служила причиной сомнений в правильности отнесения данных фотографий к Лижме. Теперь эти сомнения могут быть отброшены. Но загадка остается...

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сайт "Храмы России", форум, страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798 и далее

 

1а. Сайт "Храмы России", форум, страница http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3798&start=420

 

1б. Сайт "Храмы России", форум, сообщение http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=13942#p13942

 

1в. Сайт "Храмы России", форум, сообщение http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14150#p14150

 

1г. Сайт "Храмы России", форум, сообщение http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15149#p15149

 

2. Сайт http://www.tourism.ru/ : а) http://www.tourism.ru/docs/map/topo/9/13/94.jpg ; б) http://www.tourism.ru/docs/map/topo/9/14/107.jpg

 

3. Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год. Олонецкий Губернский Статистический Комитет. Сост.И.И.Благовещенский. Петрозваодск, 1907. http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?l ... 68&cType=1 , страница http://elibrary.karelia.ru/page.shtml?i ... icture=big

 

4. http://www.kondopoga.ru/rgn/379-lizhma.-pamjatnik-gerojam.html

 

5. http://www.my-tour.ru/20051230-onega/foto/page2.htm , фотография "Речка возле деревни Лижма"

 

6. Р.Б.Калашникова. Священники Плотниковы из селе Лижма (устная история семьи). Кижский вестник №9. Сборник статей. Ред. Мельников И.В., Р.Б.Калашникова, Петрозаводск, 2004, приложения 1 и 2. http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/kizhi_vestnik/kizhi_vestnik9/01_01.htm

 

7. Сведения о некоторых православных церквах и часовнях Карелии за 1910 - 1915 годы. В кн.: Олонецкая епархия: Страницы истории/Петрозаводская и Карельская епархия. Нац. архив РК; Сост.: Н.А.Басова и др. Петрозаводск, 2001 (приложение 10)

 

8. War in Carelia.http://www.flickr.com/photos/vainse/sets/72157613211040058/

 

9. Велокатим. Отчет о велопоходе "Заонежье и водопады средней Карелии". 17.05.2009 – 30.05.2009. http://www.velokatim.ru/reports/multiday/may2009/r_may2009-9.htm

 

 

 

МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: начало

 

 

МЕЖДУ СУНОЙ И МЕДВЕЖЬЕЙ ГОРОЙ: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.