Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

РЕКА ЮРЮЗАНЬ (продолжение)

Начало

 

ЮРЮЗАНСКИЙ ЗАВОД

В 1905 г. было открыто движение по железнодорожной ветке из Вязовой к Катав-Ивановскому заводу. Эта ветка прошла также мимо Юрюзанского завода, Уфимской губернии (ныне город Юрюзань, Челябинской области), основанного в 1758 г. После Юрюзанского завода железная дорога отходит от реки Юрюзани.

Прокудин-Горский посетил Юрюзанский завод во вторую поездку по Уралу, в 1910 г., по пути на Катав-Ивановский завод.

К сожалению, фотографиям Юрюзанского завода не повезло: Прокудин-Горский перепутал их названия, черно-белые копии вклеил не в те места альбома, а о двух (по меньшей мере) фотографиях вообще забыл: их копий нет в альбоме.

Идентификация фотографий Юрюзанского завода проведена на форуме сайта "Храмы России" [5] (участником форума, выступающим под именем Слава, и Еленой Филипповой).

В настоящее время известно пять фотографий, достоверно сделанных на Юрюзанском заводе и в окрестностях. Кроме того, предположительно можно отнести к Юрюзанскому заводу еще одну фотографию.

 

 

 

[Скалы у железнодорожного переезда между Юрюзанским заводом и ст. Вязовая]. 1910

Онролдукция №20059.

Оригинал  Крупное изображение

[Скалы у железнодорожного переезда между Юрюзанским заводом и ст. Вязовая]. 1910

Онролдукция №20058.

Оригинал  Крупное изображение

 Эти две фотографии не атрибутированы библиотекой Конгресса США. Их черно-белых копий нет (и никогда не было) в уральских альбомах.

Фотографии идентифицмрованы на форуме сайта "Храмы России" [5б, в]. Участники форума нашли другие изображения этого места: старинную открытку [6] и современную фотографию [7], причем для [7] показано местопголожение на карте.

Данное место находится не доезжая по железной дороге менее 3 км до станции Юрюзанский завод (ныне Юрюзань). Снимки сделаны вниз по тречению Юрюзани. На левой фотографии видны проезжая дорога, подходящая справа к железной дороге, и переезд со шлагбаумом. Правая фотография сделана там же (ср. задний план обеих фотографий) с точки, расположенной впереди за переездом.

 

 

 

Пруд у Юрезанского завода. 1910

Репродукция №20623. Оригинал  Крупное изображение

Название фотографии - авторское, однако над этой подписью в альбоме по ошибке наклеена копия другой фотографии (репродукция №20629), которая, судя по содержанию, должна была бы быть наклеена у подписи "Запруда на р. Юрезани. Буны" (см. далее).

В свою очередь, у подписи "Запруда на р. Юрезани. Буны" опять наклеена копия явно не той фотографии (репродукция №20630), которой на самом деле соответствует подпись "Катав-Ивановский завод. Заводский пруд и плотина".

И наконец, над подписью "Катав-Ивановский завод. Заводский пруд и плотина" наклеена копия данной фотографии, правильное место которой - над подписью "Пруд у Юрезанского завода" (ср. эту фотографию с двумя другими).

В этой путанице удалось разобраться участникам форума сайта "Храмы России" [5а - г]. То, что фотография сделана не на Катав-Ивановском, а на Юрюзанском заводе, было установлено с помощью программы Google Earth для построения трехмерных изображений поверхности земли. Теперь я нашел и современную фотографию пруда в Юрюзани [8], сделанную в том же направлении (только с более высокой точки), которая окончательно убеждает в правильности идентификации, проведенной на сайте "Храмы России".

 

 

 

[Общий вид местности у Юрезанского завода]. 1910

Репродукция №20601. Оригинал  Крупное изображение

Черно-белая копия этой фотографии расположена в альбоме самой первой среди фотографий реки Юрезани (перед фотографиями Юрюзанского моста). Авторское название: "Общий вид местности у ст. Юрезань в 2-х в. от Усть-Катава".

Казалось бы, какое отношение может иметь эта фотография к Юрюзанскому заводу? Разве только то, что современная станция Юрюзань находится не в 2, а в 30 верстах от Усть-Катава - и именно в городе Юрюзань (бывший Юрюзанский завод). Но следует заметить, что во времена Прокудина-Горского станция называлась по-другому - Юрюзанский завод (а нынешнее название она получила только в 1963 году).

И тем не менее фотография действительно снята у Юрюзанского завода! В этом легко убедиться, сравнив ее с предыдущим снимком: на заднем плане - те же горы, снятые под другим углом. (Это замечено на форуме сайта "Храмы России" [5г].)

Справа железнодорожный мост через Юрюзань, а на заднем плане виден пруд Юрюзанского завода (ср. следующую фотографию).

 

 

 

Заводский поселок. 1910

Репродукция №20624. Оригинал  Крупное изображение

В названии фотографии не указано место съемки, и формально ошибки нет. Однако черно-белая копия фотографии вклеена среди копий фотографий, однозначно отнесенных Прокудиным-Горским к Катав-Ивановскому заводу (между прочим, тоже не всегда правильно), поэтому совершенно естественно, что на сайте библиотеки Конгресса США данный снимок тоже отнесен к Катав-Ивановскому заводу.

На самом же деле здесь изображен Юрюзанский завод. Данная фотография представляет собой продолжение предыдущей фотографии влево, хотя и снятое с другой точки. (Это замечено на форуме сайта "Храмы России" []).

Примерно посередине фотографии за домами видны (к сожалению, нечетко даже на крупном изображении) колокольня и большая луковичная глава церкви Рождества Христова, построенной в 1895 - 1897 гг. В советское время были уничтожены и глава, и колокольня (во всяком случае, верхние ярусы). Если не ошибаюсь, теперь в изуродованном здании вновь действует церковь (см. фотографии 2009 года в [4]).

 

 

 

 

Юрюзанский завод (предположительно)

 

 

Запруда на р. Юрезани. Буны. 1910

Репродукция №20629. Оригинал

Фотография помещена под ошибочным названием "Пруд у Юрезанского завода" (см. выше пояснения к фотографии, действительно имеющей такое название).

"Буны (Groins) - стенки, идущие от берега в перпендикулярном к нему направлении: они состоят из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем. Каждая буна защищает часть берега, которого длина почти в 5 раз более длины Б. В конце Б. вода вымывает в дне яму, ширина которой равняется почти четверти длины Б., а вымытая земля ложится между бунами. Строения такого рода, представляя собой препятствия течению, вредно действуют на дно русла реки, а потому пользоваться ими на реках следует как временным сооружением, пока будут сделаны лучшие укрепления..." (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [9])

Черно-белая копия  данной фотографии помещена в альбоме среди копий фотографий Катав-Ивановского и (как теперь ясно) Юрюзанского заводов. Катав-Ивановский завод расположен не на Юрюзани, поэтому логично предположить, что перед нами еще один снимок Юрюзанского завода - тем более, что в других местах, сфотографированных Прокудиным-Горским, запруд на Юрюзани нет (пруд Усть-Катавского завода устроен на реке Катаве).

И все же пока не найдены другие изображения или хотя бы упоминание этих бун (возможно, временных), нельзя с полной уверенностью относить эту фотографию к Юрюзанскому заводу.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. В.Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Екатеринбург, типография "Уральской жизни", 1904, с. 323, 324

 

2. История г. Юрюзань. http://74446s009.edusite.ru/p54aa1.html

 

3. Юрюзань (город). Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D1%8E%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%28%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%29

 

4. Народный каталог православной архитектуры. http://www.sobory.ru/

 

5. Сайт "Храмы России". http://www.temples.ru/ Форум, страницы: а) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014б) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&start=15; в) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&start=30; г) http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=4014&start=60

 

6. Сибирский коллекционер. http://www.sibcol.com/card3.htm. Открытка "Златоуст. Вид близ Юрюзанского завода № 30", http://www.sibcol.com/images/card 274.jpg

 

7. Panoramio. Фотография "У переезда на ж.д. перегоне ст. Вязовая - ст. Юрюзань и автодороги к посёлку Вязовая, Х/2005", автор ognevov. http://www.panoramio.com/photo/27704203

 

8. Накануне.ru. Фотография "Юрюзань Челябинская область", http://www.nakanune.ru/photo/goroda/jurjuzan__cheljabinskaja_oblast_/5000

 

9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/17443/%D0%91%D1%83%D0%BD%D1%8B

 

 

 

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

РЕКА ЮРЮЗАНЬ: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.