Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

ПО ТРАССЕ КАНАЛА ЧУСОВАЯ - ИСЕТЬ

Страница  1  2

 

Далее Прокудин-Горский совершил поездку по местности, в которой в начале XX в. предполагалось провести канал от Чусовой к Исети. Этот канал должен был стать важнейшей частью Транскральского водного пути (называемого также Камско-Тобольским), который соединил бы бассейны основных рек Европейской части России и Западной Сибири. Новый судоходный путь разгрузил бы Транссибирскую железную дорогу, обеспечил бы более дешевую доставку грузов; в соответствии с проектом Екатеринбург стал бы одним из важнейших портовых городов России. Предполагалось строительство шлюзов, водохранилищ, гидроэлектростанций.

Сама по себе идея соединить Чусовую с Исетью была не нова, уже в начале XVIII в. ее высказывал В.Н.Татищев, возвращались к ней и во времена Екатерины II. В 1815 г. по инициативе управляющего Верх-Исетским заводом Зотова начали копать канал от Чусовой к Исети для повышения уровня воды в Верх-Исетском пруду. Но ему было приказано прекратить работы, иак как опасались обмеления Чусовой. Недостроенный канал был известен под названием Зотовской канавы. (Хотя Прокудин-Горский не запечатлел Зотовскую канаву, но она незримо присутствует на фотографиях: она упоминается в названии одной из фотографий, а в общей сложности рядом с Зотовской канавой сделано, видимо, пять фотографий.) Вопрос о строительстве канала вновь поднимался при Николае I.

И наконец, в начале XX века началась подготовка к строительству канала. Разработчиком проекта был инженер Н.Попов. Вопрос о строительстве рассматривался  правительственной комиссией.

В 1912 г. Прокудин-Горский выехал на Урал со специальным заданием министра путей сообщения Рухлова: отснять весь путь проектируемого Трансуральского водного пути, важнейшей частью которого был проектируемый канал.

Этот проект так и остался не осуществлен. О нем еще раз вспомнили в советское время, строительство канала было включено в план второй пятилетки (1932 - 1937), но оно и на этот раз осталось не осуществлено.

 

В соответствии с проектом основной канал должен был быть проведен по руслу речки Решотки (современное написание - Решетка), впадающей в Исеть в районе начала Верх-Исетского пруда. Именно этому участку Прокудин-Горский уделил наибольшее внимание.

Учитывая то, что в наше время Решетка на большинстве карт даже не обозначена, я поместил на отдельной странице карту, представляющую собой фрагмент подробной топографической карты [3], на которую я нанес маршрут поездки Прокудина-Горского и места съемки.

 

Судя по расположению черно-белых копий фотографий в альбоме, после посещения Уткинской слободы на Чусовой Прокудин-Горский добрался до Коуровки, там сел на поезд и проехал по железной дороге весьма далеко на восток - до станции Палкино, где железная дорога пересекает реку Исеть и начинается Верх-Исетский пруд - к тому месту, где к Исети должен был подходить канал.

 

 

Общий вид деревни Палкино (с юга). 1912

Репродукция№20874. Оригинал  Крупное изображение

О часовне, которая видна в правой половине фотографии, мне, к сожалению, не удалось найти никаких данных.

 

 

 

Начало Верхисетского пруда (с запада). 1912

Репродукция №20781. Оригинал  Крупное изображение

Несколько неестественный желтый оттенок солнечного пятна на траве в левой половине фотографии связан, очевидно, с тем, что во время съемки облака быстро передвигались по небу. Впрочем, по-моему, данная особенность едва ли очень портит снимок; я ее не стал исправлять.

Фотография сделана примерно с того же места, что и предыдущая, с разворотом на 90 ° по часовой стрелке (см. карту). Сюда должен был подходить канал от Чусовой.

Другие фотографии Верх-Исетского пруда см. в разделе "Екатеринбург".

 

В Палкине Прокудин-Горский сделал еще одну фотографию, которая, к сожалению, не сохранилась (или не найдена). В альбоме "Ural Mountains and Western Siberia, survey of waterways", на странице 13 есть подпись под пустым местом: "Железнодорожный мост через Исеть у деревни Палкино (Кунгурская ветка)".

 

 

Дальнейший путь Прокудина-Горского лежал на запад (в направлении противоположном тому, в котором он ехал в Палкино) вдоль речки Решотки (Решетки), по руслу которой должен был быть проведен канал. (Заметим, что в [1] Решетка ошибочно названа притоком Чусовой. На самом деле это приток Исети.) Места съемки обозначены на карте.

 

 

 

Река Решетка в 4 в. от деревни Решета (видна Кунгурская жел. дор. ветка). 1912

Репродукция №20782. Оригинал  Крупное изображение

Местоположение на карте обозначено исходя из расстояния (на восток) от деревни, которая теперь называется Старые Решеты. См. пояснение к следующей фотографии.

 

 

 

Общий вид дер. Решота с Липовой горы. 1912

Репродукция №20787. Оригинал

На карте видны две деревни с похожими названиями: Решеты и Старые Решеты. Какая из них изображена на этой и других фотографиях?

Липовая гора - это, очевидно, обозначенная на карте высота 335,8 м у железнодорожной станции Липовой. Рядом с этой горой находятся Старые решеты (а рядом с Решетами вообще не видно никаких высот). Значит, изображена деревня, которая сейчас называется Старые Решеты.

Речка Решетка отсюда не видна. Вероятно, она протекает по дну оврага, который виден в правой половине фотографии; слева он закрыт зеленью.

 

 

 

Река Решотка у дер. Решоты по оси канала (с юго-запада). 1912

Репродукция №20784.

Оригинал  Крупное изображение

Река Решотка у дер. Решоты по оси канала (вид в другую сторону). 1912

Репродукция №20786.

Оригинал  Крупное изображение

 

 

 

 

Близ Зотовской канавы по оси канала Решотка у водокачки для ст. Хрустальной Пермь-Кунгурской ж.д. 1912

Репродукция №20783. Оригинал

Водокачка с запрудой у ст. Хрустальной. 1912

Репродукция №20785.

Оригинал  Крупное изображение

Эти две фотографии сделаны во взаимно перпендикулярных направлениях (ср. постройки на заднем плане).

Водокачка обозначена на карте. Она находится не совсем рядом со станцией Хрустальной, а примерно в километре от нее. От водокачки к станции ведет канал.

С юга от водокачки, примерно в 200 метрах параллельно данному отрезку Решетки проходит Зотовская канава. Как уже сказано во вступлении к данной странице, это канал, который начали копать в 1815 г., но не довели дело до конца. Любопытно, что в 1940-х гг. опять начали копать канал в том же месте - и опять не довели дело до конца! Этот недостроенный канал виден на карте.

В альбоме фотография станции Хрустальной помещена непосредственно сразу вслед за этими двумя фотографиями. Но я думаю, что, скорее всего, Прокудин-Горский сделал ее немного позже - после двух следующих снимков, представленных на этой странице. (А фотографию станции Хрустальной я поместил уже на следующей странице.)

 

Вероятно, Прокудин-Горский дошел до истока Решетки- того места, где она образуется от слияния двух ручьев, Теплого и Студеного (на представленном здесь фрагменте карты  названия этих ручьев обрезаны; они видны на карте целиком [3]). Затем он повернул на юг и вновь, после долгого перерыва вышел к Чусовой.

 

 

 

На дамбе водохранилища на р. Чусовой (у перевала на р. Решотку). 1912.

Репродукция №20790. Оригинал

Река Чусовая близ гидрометрической станции у перевала на р. Решотку. 1912

Репродукция №20789. Оригинал

Гидрометрическая станция. 1912

Репродукция №20792

Оригинал  Крупное изображение

Эти три фотографии сделаны, видимо, в том месте, где от Чусовой отходит Зотовская канава.

Заметим, что сейчас здесь Волчихинское водохранилище. Оно появилось только в 1944 году. Но, судя по названию первой фотографии, водохранилище проектировалось здесь уже в начале XX века.

Гидрометрическая станция на Чусовой была устроена, вероятно, в связи с предстоящими работами по строительству канала и водохранилища.

 

 

 

Страница  1  2

 

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.