Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

 

Урал и Западная Сибирь

Начало раздела

 

СЕВЕРНЫЙ УРАЛ (продолжение)

 

НЫРОБ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Страница  1  2  3

На этой странице помещены фотографии храмов в центре села, виды на которые издалека представлены на предыдущей странице.

 

 

 

Старый храм во имя св. Николая Чудотворца. Не ранее 1912

Репродукция №20670. Оригинал  Крупное изображение

В царствование Михаила Федоровича, в 1619 (по другим данным, в 1613) году рядом с Ныробом произошло явление чудотворной иконы Николая Чудотворца (см. также...). В память о нем была поставлена деревянная Никольская церковь. В 1704 (по другим данным, в 1705) году на ее месте была построена новая, каменная церковь - выдающееся произведение русской архитектуры рубежа XVII и XVIII веков (нарышкинского барокко).

В 1930-х гг. церковь была закрыта. Но здание, слава Богу, сохранилось (хотя и с утратами в интерьере, см. далее). В 1991 г. здание возвращено церкви, с 1995 г. в храме проводятся регулярные богослужения [8].

Обращает на себя внимание раскраска в разные цвета мелких украшений (ее можно разглядеть и на мелких изображениях церкви на первых трех фотографиях, помещенных на предыдущей странице). Теперь этой раскраски нет, стены и барабаны глав сплошь побелены.

В 1736 году рядом с Никольской церковью были построены еще два каменных здания - зимняя Богоявленская церковь (она видна справа на заднем плане) и колокольня. (на данной фотографии виден только ее верх слева между куполами Никольской церкви; она хорошо видна на следующей фотографии). Все три здания образовали красивый ансамбль. Увы, до нашего времени он не дошел: в 1934 г. колокольня была уничтожена, а Богоявленская церковь обезглавлена.

Скажем несколько слов о Богоявленской церкви. Она построена (на месте деревянной часовни, сгоревшей в 1729 г.) над тем местом, где в 1602 г. был погребен Михаил Федорович Романов (см. вступление к предыдущей странице). Снаружи церковь выглядит очень скромно, на фасадах нет украшений. Красоту церкви придавали глава довольно необычной формы и большое крыльцо, асимметрично примыкавшее к ней с юга (это крыльцо видно на одной из фотографий на предыдущей странице). Уничтожение главы в 1934 г. привело к полному обезличиванию церкви. Окончательно доконало ее уничтожение крыльца в 1950-х гг., после чего она стала походить на каменный сарай.

Далее, в конце этой страницы, представлена фотография интерьера Богоявленской церкви.

 

 

 

Тот же храм с запада. Не ранее 1912

Репродукция №20671. Оригинал  Крупное изображение

Обратим внимание на живописное крыльцо при входе в церковь. Оно было пристроено к церкви позднее (по данным [2] - очень скоро после ее постройки) и сделало ее облик еще более совершенным. В середине 1950-х гг. при реставрации (!) церкви крыльцо было безжалостно сломано. Недавно оно отстроено заново. (Когда именно это произошло, мне неизвестно. Во всяком случае, в [9] в статье о церкви еще говорится о погибшем крыльце, а на помещенных там же фотографиях 2005 года оно уже вновь существует. Ср., например, с фотографией Никольской церкви в книге 1988 года [2, с. 155], на которой крыльца нет.)

Справа видна часть Богоявленской церкви, а за ней - красивая ярусная колокольня, построенная в 1736 г.

Один из колоколов, висевших на колокольне, весом 12 пудов, интересен надписью на немецком языке, которая переводится так: "Отлит мной в городе Кемпен в 1600 году. Генрих Вегеварт" [2]. Остается загадкой, как такой колокол мог появиться в Ныробе.

Как уже сказано, колокольня снесена в 1934 г., что следует признать большой утратой. Судьба колоколов мне неизвестна.

 

Далее представлены еще три фотографии Никольской церкви. К сожалению, от них остались только черно-белые копии.

 

 

 

Храм Св. Николая Чудотворца с южной стороны. Не ранее 1912

Репродукция №02182

 

 

 

Три южных окна в храме Св. Николая Чудотворца. Не ранее 1912

Репродукция №02184

 

 

 

Деталь куполов храма в селе Ныроб. Не ранее 1912

Репродукция №02183

Эта фотография сделана с колокольни. (Другие фотографии с колокольни см. на первой и третьей страницах.)

 

 

 

Фрески в оконных нишах и копия иконы св. Николая Чудотворца в храме. Не ранее 1912

Репродукция №20672. Оригинал  Крупное изображение

Стены в основной части храма и в трапезной были покрыты фресками; на внутренней стороне одной из арок была "летопись" храма, в которой сообщалось: "Начато сие стенное письмо в 1722 г., а совершися в 1725 г. Писал второй степени живописец Михаил Казаринов". (Цитируется по [2]. В некоторых источниках фамилия живописца названа по-другому: Базанов, что, согласно [2], является ошибкой.)

Фрески фактически погибли в советское время (сохранились фрагменты в плохом состоянии). Поэтому данная фотография представляет особую ценность.

Надписи у фигур святых в нишах (слева направо)  "СВЯТЫЙ ИОНА МИТРОПОЛ[ИТ]"; "СВЯТЫЙ ЛЕВ ЕПИСКОП КАТАН[СКИЙ]".

Над головками сверху - одинаковые надписи "ХЕРУВИМ" (эти надписи видны только на крупном изображении, и то не столько читаются, сколько угадываются).

В простенке между окнами в итени видна фигура еще одного святого. На крупном изображении можно частично прочитать надпись: "СВЯТЫЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК [...] [...]"; к сожалению, прочитать имя святого мне не удалось.

Икона, очевидно, представляет собой список чудотворной иконы, изображенной на следующей фотографии. Я не знаю точно, сохранилась ли эта икона. Возможно, это упоминаемый в [3, 6] список, хранящийся теперь в Чердынском музее истории веры.

 

 

 

Чудотворная икона св. Николая Чудотворца. Не ранее 1912

Репродукция №20674. Оригинал  Крупное изображение

Икона явилась в полуверсте от Ныроба в 1619 (по другим данным, в 1613) году. (На следующей странице представлены фотографии места, на котором произошло явление.) Как уже сказано, Никольская церковь.и построена в память о явлении этой иконы.

Икона пропала в годы революции.

Надписи на окладе иконы можно прочитать только на крупном изображении.

Слева и справа от фигуры святого - надпись, наполовину скрытая цветами: "[СВЯ]ТЫЙ [НИКОЛАЙ] [ЧУ]ДОТВОРЕЦ".

Надпись в нижней части иконы (начало закрыто цветком):

"[…]ию явленную и чудотворную святителя икону вновь возобновлена риза усердием ГГ купца С Я к[у?и?]тина 1846 года". Сокращение "ГГ" мне непонятно.

(Мне кажется, что такая надпись, тешащая человеческое тщеславие, не вполне уместна на окладе почитаемой чудотворной иконы. По иронии судьбы, именно фамилия купца читается нечетко.)

 

 

 

Икона св. Николая Чудотворца, писанная одновременно с Чудотворной. Не ранее 1912

Репродукция №20675. Оригинал  Крупное изображение

К сожалению, я не нашел никаких данных об этой иконе.

Изображение (даже крупное) - очень нечеткое, практически невозможно разглядеть клейма. Видимо, это нужно отнести на счет не качества фотографии, а состояния иконы. Надпись по сторонам от фигуры святого почти не читается. Единственное слово, которое мне удалось прочитать: "НИКОЛА" (именно так, а не "НИКОЛАЙ").

 

 

На этом заканчиваются фотографии, сделанные в Никольской церкви. Следующие две фотографии относятся к зимней Богоявленской церкви Эта церковь, очень скромно выглядевшая снаружи (см. первую фотографию на данной странице), внутри была весьма богато украшена.

 

 

Гробница боярина Михаила Никитича Романова в с. Ныроб в зимнем соборе. Не ранее 1912

Репродукция №20673. Оригинал  Крупное изображение

Гробница установлена на том месте, где был погребен в 1602 году Михаил Никитич Романов Эта гробница - символическая: еще в 1607 году останки Михаила Никитича Романова были перевезены в Москву.

На сени над гробницей по полукругу идет надпись: "СМИРИША ВО ОКОВАХ НОЗЕ ЕГО, ЖЕЛЕЗО ПРОЙДЕ ДУША ЕГО. пс.104, с.18" (Псалом 104, стих 18. Синодальный перевод: "Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его". В псалме эти слова относятся к Иосифу, проданному братьями в рабство.)

Надпись в раскрытой книге у верхнего края фотографии читается только на крупном изображении. Видны только части надписи, но по ним совершенно ясно, что это слова из Евангелия: "Придите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы". ("Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Мф 28, 11.)

Правее наверху круглая фреска - очевидно, на сюжет чуда Михаила Архангела в Хонех (по молитве св. Архиппа Михаил Архангел спас храм от затопления язычниками, для чего, ударив жезлом по горе, открыл расселину, в которую устремились воды потока). Появление такой фрески именно здесь не случайно: каждый год в день воспоминания о чуде Михаила Архангела в Хонех (6/19 сентября) отправлялась панихида по Михаилу Никитичу Романову [7].

Большая надпись на стене слева от гробницы почти не читается. На крупном изображении можно разглядеть только отдельные слова в той ее части, которая не загорожена стеклянной дверью: "[…] РОМАНОВА […] дом[?] РОМАНОВЫХ […] брат Святейшему Митрополиту ФИЛАРЕТУ и[?] […] дядя […] САМОДЕРЖЦУ ВСЕРОССИЙСКОМУ, […]". По этим обрывкам можно все же понять, что в надписи изложена история заточения и смерти Михаила Никитича Романова. (Фотографию другой подобной надписи см. на следующей странице.)

Справа от сени над гробницей - ящик с надписью: "Кружка для пожертвования доброхотными дателями".

Сохранилось ли хоть что-нибудь из внутренней отделки Богоявленской церкви, мне неизвестно.

 

 

 

Цепи, которыми был прикован Михаил Никитич Романов. Не ранее 1912

Репродукция №20677. Оригинал

На подставке видна часть надписи: "БОЛЯРИНА МИХАИЛА НИКИТИЧА РОМАНОВА".

Цепи хранились в Богоявленской церкви. Для фотографирования они вынесены на воздух.

В советское время цепи были переданы в Чердынский краеведческий музей.

 

 

 

Страница  1  2  3

 

 

УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ: начало

 

СЕВЕРНЫЙ УРАЛ: начало

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.