Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

Мариинская водная система

 

Начало раздела

 

ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ

Старо-Ладожский и Ново-Ладожский каналы проходят параллельно друг другу в обход бурного Ладожского озера, вдоль его южного берега. Они расположены на территории Санкт-Петербургской губернии (ныне Ленинградская область).

Строительство первого участка Старо-Ладожского канала началось при Петре I, в 1718 г., а закончено уже при Анне Иоанновне, в 1732 г. Канал соединял Неву с Волховом и был частью Вышневолоцкой водной системы, ведущей к Волге. В 1809 г. канал был продолжен до р. Сяси, ставшей частью новой, несколько более удобной для судоходства Тихвинской системы. Наконец, в 1810 г. канал был продолжен до впадения в Ладожское озеро рек Паши и Свири.

К середине XIX в. канал засорился и был больше не в состоянии пропускать суда. Тогда началось строительство Ново-Ладожского канала, проходящего параллельно ему ближе к берегу Ладожского озера. В отличие от Старо-Ладожского канала Ново-Ладожский канал не имеет шлюзов, а уровень воды в нем - такой же, как в Ладожском озере. Строительство участка канала между Невой и Волховом было закончено в 1866 г., а оставшейся части канала - в 1880-х гг. Ново-Ладожский канал и сейчас остается составной частью Волго-Балта.

 

 

ШЛИССЕЛЬБУРГ

 

См. также современные фотографии Шлиссельбурга на моем втором сайте, страницы http://photoprogulki.narod.ru/shlisselburg1.htm  и следующие. (О фотографиях Прокудина-Горского речь идет на страницах http://photoprogulki.narod.ru/shlisselburg8.htm и следующих двух.)

 

Город Шлиссельбург (с 1944 до конца XX в. - Петрокрепость) находится на левом берегу Невы - там, где Нева вытекает из Ладожского озера. Отсюда начинаются Ладожские каналы.

Известны четыре фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в Шлиссельбурге. К сожалению, отсутствуют изображения Шлиссельбургской крепости, расположенной на островке напротив города (крепость Орешек, основанная новгородцами в XIV в. и перестроенная в XVI в.) Это могло быть вызвано и политическими причинами: с первой половины XVIII в. до февраля 1917 г. крепость использовалась как тюрьма.

 

 

Мост через Екатерининское устье в Шлиссельбурге. 1909

Репродукция №20879. Оригинал

Екатерининское устье - то же, что Екатерининский канал. Этот канал (ныне называемый Малоневским) выкопан на рубеже XVIII и XIX вв. Он соединяет напрямую проток Малая Невка со Старо-Ладожским каналом. Мост через канал и домик за ним слева сохранились до нашего времени.

На заднем плане упомянутый проток Малая Невка (см. также две следующие фотографии), а вдали - Благовещенский собор, построенный в 1763 - 1795 гг. Здание сохранилось, но его облик претерпел утраты. До сих пор на колокольне нет купола со шпилем. Согласно [3], в 1991 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Однако в настоящее время он не действует. (Состояние на 6 июня 2010 г.)

Характерная деталь, которую можно увидеть и на многих других фотографиях (и не только городских, но иногда и сельских), - столбы с электрическими проводами. (Есть и совсем поразительные случаи: столбы с проводами на фотографиях туркменских кочевников, электрический столб в дагестанском ауле Гуниб.) Россия начала XX века вовсе не была такой отсталой, как это нам вдалбливала долгие годы коммунистическая пропаганда.

Хотя все основные сооружения, изображенные на фотографии, сохранились, но такого вида теперь нет: Екатерининский (Малоневский) канал заболочен, по обе его стороны разрослась густая зелень, и с этого места совершенно не видна Малая Невка (слава Богу, поддерживающаяся в порядке), не говоря уж о Благовещенском соборе. (Состояние на 6 июня 2010 г.)

 

 

 

[Гонки на Екатерининском канале, г. Шлиссельбург].1909

Репродукция №20876. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

Фотография помещена под несколько другим названием: "Гонки на канале Петра I, г. Шлиссельбург". (Канал Петра I - это Староладожский канал.) Однако на снимке виден шлюз (сохранившийся до нашего времени), расположенный на другом канале - Екатерининском (ныне Малоневском; см. пояснение к предыдущей фотографии). Ошибка замечена на сайте "Храмы России" [4а].

Снимок сделан с моста, который изображен на предыдущей фотографии. На заднем плане виден проток Малая Невка, отделяющий от суши Екатерининский (ныне Фабричный) остров (см. также следующую фотографию); проток уходит вправо вдаль к Неве, а ближе он тоже поворачивает вправо (эту часть трудновать разглядеть из-за остановившегося в нем судна).

Теперь канал (как уже сказано) заболочен, а на Малой Невке насыпан перешеек, соединивший остров с сушей. 

 

 

 

Место бывшего дворца Императрицы Екатерины Великой. Город Шлиссельбург. 1909

Репродукция №20877. Оригинал

Дворец находился на Екатерининском (ныне Фабричном) острове, отделенном от остальной части города протоком Малая Невка (этот проток виден на переднем плане). Дворец был построен для Петра I. Позже в нем останавливались Екатерина I, Анна Иоанновна. В 1763 г. по указу Екатерины II остров был отдан во владение купцам Сириусу и Леману, основавшим здесь ситцевую мануфактуру. При этом дворец должен быть отремонтирован и иметь несколько прибранных и всегда готовых покоев на случай посещения императрицей. В 1764 г. Екатерина II посетила Шлиссельбург и останавливалась в этом дворце. В память об этом в покоях был установлен мраморный бюст императрицы, который впоследствии был перенесен в здание фабричной конторы. Позже здание, пришедшее в ветхость, было разобрано (по данным [6], это произошло уже при Екатерине II, а по данным [5] - только в середине XIX в.).

Снимок сделан рядом с мостом через Малую Невку напротив входа на предприятие. В правой части снимка на заднем плане - здание фабричной конторы. Это трехэтажное здание

сохранилось до нашего времени и находится на территории завода; из города виден только его верх - и то только тогда, когда нет листьев на деревьях. (Это место удалось найти не сразу. В конце концов его нашел один из участников форума сайта "Храмы России", выступивший инкогнито [4б].)

 

 

Водоспуск на 3-й версте от г. Шлиссельбурга. 1909

Репродукция №20884. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

Черно-белая копия этой фотографии помещена в альбоме не на своем месте и не под своим названием: "Бичевой мост в селе Лава". (Скорее всего, эта цветная фотография Лавы утрачена.) Фотография представлена на выставке работ Прокудина-Горского на сайте Конгресса США (http://www.loc.gov/exhibits/empire/)   и снабжена следующим комментарием:

"Бичевник проходит через каменный мост с двумя водоводами для отвода паводка из главного канала на тихом участке между Ладожским и Онежским озерами возле села Лава."

Такой комментарий был бы неверен и в том случае, если бы снимок был сделан действительно в селе Лава: неправильно указано местоположение села. (А между Ладожским и Онежским озерами протекает не "канал", а река Свирь.) Но как теперь выяснилось, здесь вообще изображена не Лава. Правильная идентификация выполнена на сайте "Храмы России" [4а] 24 ноября 2009 г. По случайному совпадению почти одновременно, 25 ноября ко мне пришло письмо жителя Шлиссельбурга Владимира Усова, который тоже сообщал об этой ошибке.

Название данной фотографии - авторское. На первой странице альбома можно увидеть такую подпись под отклеившейся черно-белой копией.

Снимок сделан в черте современного Шлиссельбурга, на Старо-Ладожском канале. На фотографии изображен мост над водоспуском, построенный, очевидно, в конце XVIII века. Этот ценный памятник архитектуры классицизма сохранился до нашего времени, хотя и в идеальном состоянии

На заднем плане видна зелень Прохоровской дачи. Это весьма примечательное место. Дача принадлежала В.А.Прохорову (1818 - 1882), а затем его сыну А.В.Прохорову (1848 - ?; современнику Прокудина-Горского) - видным исследователям древнерусского искусства, хранителям Музея древнерусского искусства при Академии художеств [5, с. 117 - 120]. Впрочем, об этом Прокудин-Горский вряд ли знал.

Теперь Старо-Ладожский канал не используется для судоходства. Во многих местах (в том числе и рядом с этим мостом) он заболочен. Кроме того, в том месте на берегу, откуда сделана фотография, теперь густые заросли, так что теперь сделать такой снимок было бы невозможно. На территории Прохоровской дачи - частные дома, в том числе богатые особняки "новых русских". (Состояние на 6 июня 2010 г.)

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л., "Искусство" ЛО, 1981

 

2. Горелова Э.М., Кириллова В.А., Распопов И.М. Ладога. Л., 1974

 

3. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006, №511

 

4. Сайт "Храмы России", форум: а) страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3971 и далее; б) страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3628&start=405 и http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3628&start=420

 

5. Н.В.Мурашова, Л.П.Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. СПб, "Алаборг", 2009

 

6. http://himerao.livejournal.com/4355.html

 

 

 

 

МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА: начало

 

Предыдущая страница       Следующая страница

 

Оглавление

Главная страница

 

© Прохоров С.О.