Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 - 1916)

 

Исправление ошибок в атрибуции фотографий

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

 

 

ЛАВРОВО (а не Кобона)

 

Я выступил с данным материалом на форуме сайта "Храмы России" 12 июля 2013 г., сообщения http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=16533#p16533 и http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=16534#p16534.

 

 

На предыдущей странице исправлена ошибка в названии фотографии церкви в селе Кобона. Здесь представлено исправление названия другой фотографии, которая, наоборот, отнесена к Кобоне - и тоже ошибочно.

 

 

[Церковь в селе Лаврово]

Репродукция №20891. Оригинал  Крупное изображение

 

Фотография озаглавлена "Церковь в селе Кобона". В данном случае Прокудин-Горский тоже допустил ошибку. Как следует из книги: Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006 (см. №№555, 556), в начале XX в. в Кобоне была только одна церковь - каменная. (Этот вопрос уже давно и неоднократно обсуждался, см., например, мое сообщение на форуме сайта "Храмы России": http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14880#p14880.)

 

Совершенно естественно предположить, что на самом деле фотография сделана в одном из близлежащих сел - или, по крайней мере, на Ладожских каналах. Из той же книги можно узнать, что на Ладожских каналах деревянные церкви были только в двух селах - в Назии и в Лаврове; обе церкви исчезли в советское время. Но облик церкви в Назии известен по старым фотографиям - и она выглядела не так. (Здесь можно увидеть фотографию церкви в Назии, помещенную в книге: В.В.Клавинг. Храмы Санкт-Петербургской епархии. Князь-Владимирский собор, СПб, 2004, илл. 123.)

Вроде бы остается только Лаврово.

Что мы знаем о церкви в селе Лаврово? В книге "Земля Невская православная" приведены следующие данные:

 

"ЛАВРОВО

554. Свт. Николая Чудотворца. {Деревянная, до нач. XVII в.; с XVIII в. на месте храма находилась часовня.} Деревянная, 1899 - 1902, арх. Н.Н.Никонов. Закрыта в 1930-е гг.; в 1948 г. открыта, но служб не было и в следующем году закрыта вновь. Разобрана в 1962 г."

 

Как это ни жаль, неизвестны даже достоверные изображения церкви - что тем более обидно, что речь идет о работе епархиального архитектора Н.Н.Никонова - выдающегося мастера архитектуры эклектики.

Итак, исходя из общих соображений, можно предположить, что на фотографии Прокудина-Горского изображена именно эта церковь. Но хотелось бы какого-нибудь конкретного подтверждения.

В принципе, таким подтверждением могли бы быть какие-нибудь сохранившиеся строения рядом с церковью. В правой фотографии видны расположенные в ряд три дома, причем два из них - самый ближний (с лестничной пристройкой справа от окна мезонина) и самый дальний (с двумя трубами) - имеют весьма индивидуальный облик:

 

 

 

На эту группу домов обратил мое внимание Дмитрий Нечаев.

 

7 июля 2013 г. я съездил в село Лаврово в надежде найти хотя бы один из этих домов.

Местоположение бывшей церкви теперь легко определить: недавно на ее месте установлен поклонный крест и выложено железобетонными плитами некое подобие плана здания:

 

 

 

 

Далее приведен фрагмент карты Яндекса, на которую я нанес место церкви (а также расположенных рядом с ней памятников событиям Великой Отечественной войны). Стрелкой с цифрой 1 обозначено направление, в котором сделан снимок:

 

 

Если мы посмотрим на карту, то увидим, что в Лаврово к востоку от церкви действительно располагается ряд домов, вытянувшийся вдоль канала с юга на север; дома обращены к церкви задними фасадами.

Но, как это ни жаль, в этом ряду не сохранилось ни одного старого дома вблизи бывшей церкви. Все дома - новые (см. на карте стрелку с цифрой 2):

 

 

 

(Подробнее о моих поисках сохранившихся старых домов можно прочитать здесь; эти данные я выслал в ходе предварительного обсуждения участникам форума сайта "Храмы России" - Дмитрию Нечаеву и Елене Филипповой.)

 

Другим подтверждением (или, наоборот, опровержением) предположения мог бы быть фундамент церкви, по которому можно было бы понять ее план.

Увы, и это не получается.

План церкви выложен железобетонными плитами. А совсем рядом, к северу - северо-востоку от места церкви видны разбросанные по земле обломки камней:

 

 

 

Заметьте: на фотографии Прокудина-Горского фундамент сложен именно из белых камней.

Может быть, на самом деле церковь была именно здесь? Это, конечно, не исключено, но все-таки довольно странно то, что обломки камней разбросаны в беспорядке и не видно следов фундамента. Скорее создается такое впечатление, что эти обломки бесцеремонно сгребли в сторону, чтобы поставить на их место бетонные плиты!. Если это так, то в результате такого варварства теперь вообще нет больше подлинного фундамента.

 

План, выложенный бетонными плитами, не совпадает с планом церкви на фотографии Прокудина-Горского: основной объем крохотный (по моей приблизительной оценке около 6Х6 м), нет притворов по бокам, а с запада к основному объему примыкает какое-то совсем маленькое строение, не похожее на большую трапезную с колокольней на фотографии Прокудина-Горского.

Но, учитывая варварское обращение с подлинными остатками здания, можно ли доверять правильности воспроизведения плана? По-моему, для этого нет никаких оснований.

 

Итак, нет никаких данных, опровергающих то, что на фотографии - церковь в селе Лаврово. Но нет и никаких подтверждений. (Хотя и есть некое субъективное ощущение, что это именно то место: совпадают и взаимное расположение церкви и домов, и белокаменный фундамент, и общий характер пейзажа.)

Я зашел в тупик. Непосредственное сравнение с натурой не дает результатов: слишком всё изменилось.

 

И все-таки выход из тупика есть! Постараемся привлечь другие данные.

 

Некоторое время назад стало известно еще одно изображение той же церкви, что на фотографии Прокудина-Горского. Это фотография, хранящаяся в Центральном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга. На нее обратил внимание участник форума сайта "Окрестности Санкт-Петербурга" Леонид Харитонов (см. его сообщение 7 июля 2011 г., http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=11695&goto=117926 ). К сожалению, он не указал данные об этой фотографии. Ее адрес на сайте архива нашла Елена Филиппова - администратор сайта "Храмы России", см. ее сообщение на форуме 31 мая 2012 г., http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15665#p15665. Вот этот адрес: http://photoarchive.spb.ru/showObject.do?object=2501887569. А вот сама фотография:

 

 

(Попутно заметим, что слева от церкви виден тот же дом, что и у правого края фотографии Прокудина-Горского; но гораздо важнее другое.)

 

Фотография датирована 1942 годом, место съемки - Ленинградская область. Аннотация: "Эвакуируемые направляются к поезду". Хотя название села и не указано, но такая аннотация дает очень много (начиная уже с того, что подтверждается географическая область, в которой сделан снимок).

 

Сейчас на Ладожских каналах нет ни одного места, где проходила бы железная дорога. Однако во время Великой Отечественной войны здесь была проведена временная железнодорожная ветка - часть Дороги жизни. Например, на сайте "Ленинград. Победа. Хроника событий" ( http://leningradpobeda.ru/vse-dlja-pobedy/59/ ) читаем:

 

"11 января 1942 года Государственный Комитет Обороны одобрил представленный Военным советом Ленинградского Фронта план постройки железной дороги от станции Войбокало до приладожских деревень Кобона и Лаврово и далеко вдающегося в озеро мыса Коса с окончанием работ 15 февраля.

Строительство новой линии возглавили опытные специалисты А.С. Черный и И.Г. Зубков. Начались работы 20 января. Первый поезд к восточному берегу Ладоги в район деревни Лаврово прибыл 9 февраля. Вскоре пошли поезда и до станции Кобона, а несколько позже — до Косы, где также производилась перевалка грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт. Новая линия с подъездами и разгрузочными площадками позволила переправлять вчетверо больше грузов на западный берег Ладожского озера, чем раньше. Уменьшился расход горючего на автоперевозки на несколько сотен тонн."

 

В другую сторону по этой же дороге проводилась эвакуация ленинградцев. (В Лаврово, в непосредственной близости от бывшей церкви есть памятник с надписью: "Ленинградцам, погибшим при эвакуации в 1941 - 1943 гг.". См. карту; из двух обозначенных на ней памятников он расположен севернее.)

 

Если отвлечься от всего остального, снимок мог бы быть сделан в одном из трех населенных пунктов: Войбокало, Лаврово или Кобона. Войбокало находится весьма далеко от Ладожских каналов, Прокудин-Горский там не был. Кобона тоже отпадает (хотя фотография и названа "Церковь в Кобоне", но это название ошибочное). Итак, остается только Лаврово. Таким образом, мы опять пришли к тому же заключению другим путем.

 

Конечно, можно и усомниться: а вдруг аннотация ошибочная. Чтобы таких сомнений не было, рассмотрим фрагмент немецкой топографической карты села Лаврово, сделанной в 1943 году (см.: http://book-olds.ru/BookLibrary/38100-Spravochniki-Leningrad/1937-1988.-Topograficheskie-kartyi-Genshtabov-RK-KA-i-Fermahta-0-36-001-po-0-36-037.html ; карта 0-36-4-A-a):

 

 

 

 

Карта не очень точная (что вполне понятно: у немцев не было условий для точной топографической съемки), церковь на ней вообще не обозначена. Я добавил обозначение места церкви и стрелку, показывающую направление съемки на архивной фотографии.

 

На карте видна железнодорожная линия. Люди идут на восток, к мосту через Старо-Ладожский канал, а по другую сторону канала, у школы расположена станция. Всё сходится, аннотация правильная.

 

 

Итак, на мой взгляд, теперь можно окончательно идентифицировать фотографию Прокудина-Горского как изображение церкви Николая Чудотворца в селе Лаврово, построенной в 1899 - 1902 гг. по проекту Н.Н.Никонова.

 

 

Я благодарю:

Дмитрия Нечаева, обратившего мое внимание на группу домов в правой части фотографии и рассмотревшего их особенности;

Елену Филиппову, нашедшую адрес архивной фотографии в интернете.

 

 

 

Предыдущая страница           Следующая страница

Оглавление

Главная страница

 

12.июля 2013 г.

© Прохоров С.О.